МИЛОЕ ДЕЛО Связано с теплом

Пух для настоящей мастерицы – как краски для художника: рисовать может любой человек, но произведения искусства рождаются только под кистью талантливого живописца. Так и в пуховязальном ремесле.

Хамдия Ишдавлетова: «Люди будут носить платки и вспоминать меня и мою маму добрым словом»

В доме Хамдии Ишдавлетовой из села Южный Урал те самые оренбургские пуховые платки, о которых пела знаменитая Людмила Зыкина, давно стали привычной частью окружающей обстановки. С клубком и спицами Хамдия Шарафовна не расстаётся почти шесть десятков лет, отдавая любимому делу каждую свободную минуту.

Вязание было не просто увлечением, а образом жизни её бабушки, а затем и мамы.

В селе Карагузине Саракташского района в 1960-е годы умели вязать все женщины и девочки. А всё потому, что в Саракташе располагалась пухартель, которая приобретала пуховые платки на экспорт – в Германию и Китай. В селе работы было немного. Поэтому пуховязальный промысел зачастую становился основным источником дохода.

Хамдия Ишдавлетова с большой благодарностью вспоминает маму Зайтуну Каримовну Мусину, которая научила вязанию всех четырёх дочек. Зайтуна Каримовна славилась тем, что вязала красиво и качественно. Поэтому ей часто предлагали изготавливать более сложные, тонкие и красивые платки и паутинки.

– Мама приучала нас к труду и дисциплине. Так, например, мы должны были связать по десять зубчиков в день. Она была требовательной, но всегда нам помогала и следила, чтобы мы всё делали правильно, – вспоминает Хамдия Шарафовна.

Несмотря на то, что работала с пухом и пряжей Хамдия Ишдавлетова с раннего детства, первый свой самостоятельный платок она связала уже после свадьбы.

– В татарских семьях, особенно в деревнях, есть такой обычай: вместе с подарками и приданным невесте дают и ремесло, с которым она может уходить из дома. Каждой из нас мама вручила тазик с пряжей и два веретена, – вспоминает мастерица.

Кстати, хотя все её сёстры хорошо умеют вязать, постоянно этим занимается только Хамдия Ишдавлетова. На вырученные от продажи первого своего платка деньги девушка купила подарок свекрови.

Когда молодая семья переехала в Оренбург, Хамдия Шарафовна устроилась на пуховязальную фабрику. Интересно, что все изделия здесь вязали вручную. Хотя мастерица около трёх десятков лет отработала в сфере торговли, главным своим призванием, она всё же считает пуховязание.

Во дворике висят и распушаются на ветру новые платки. Пуховязальщица рассказывает: чтобы козья шерсть была более мягкой и пушистой, нужно подержать изделия под дождём и снегом! Самой мастерице больше по душе пух наших оренбургских коз, он мягкий и тёплый. Но изделия из него заказывают в основном женщины серебряного возраста. Молодые же модницы предпочитают более красивый и лёгкий пух вологодских козочек. Каждый платок действительно уникален. Одни только узоры чего стоят! В них отражается творческая индивидуальность, мастерство и даже настроение автора…

– Узоры я придумываю сама. Хотя вяжу быстро, но на один платок может уйти до двух месяцев, – говорит Хамдия Ишдавлетова.

С обработкой сырья пуховязальщице помогает любимый муж. Женщина признаётся, что у них в семье принято поддерживать друг друга и все домашние хлопоты делить поровну. Может быть, поэтому вместе они уже долгих 48 лет.

Превращение обыкновенной, бесформенной массы пуха в тонкую пряжу – процесс трудоёмкий, кропотливый. Если описать в двух словах, то козий пух тщательно перебирают, несколько раз стирают и вычёсывают, пока он не приобретёт вид тонкой ваты, затем прядут, сматывают в клубки и только после вяжут теплые вещи, так необходимые в зимние морозы. Если на фабрике пуховых платков каждую операцию выполняет отдельный человек, то в случае с ручной вязкой всё это делает один мастер.

– Да, непросто. Но работа интересная и разнообразная. Мне вязание помогает. Например, проснёшься утром, апатия. Не хочется даже разговаривать, но садишься за спицы, и вкус к жизни возвращается. Или не можешь решить какой-то вопрос, а за работой мысли успокаиваются, и ответ приходит сам собой, – отмечает Хамдия Шарафовна.

Мастерица убеждена: всё, что сделано с любовью, сделано хорошо. Не раз она отдавала лучшие платки, которые вязала для себя, родным и знакомым.

– И никогда не жалела. Ведь люди будут их носить и вспоминать меня и мою маму добрым словом, – говорит пуховязальщица.

Она верит, что бренд оренбургского пухового платка действительно самый знаменитый. Ведь паутинки вяжут и в Казни, и в Башкирии, и в Казахстане. Но они не идут ни в какое сравнение с нашими ни по исполнению, ни по красоте. А чтобы тёплый промысел жил, должно развиваться именно ручное пуховязание. Ведь связанные вручную паутинки более живые, они хранят тепло души мастера.

Но сохранять традиции ручного вязания могут только сами мастерицы. Вот почему Хамдия Ишдавлетова передала свои знания дочке. Хотя девушка – военнослужащая и к промыслу усердия первое время не проявляла, но всё же постепенно втянулась. И сегодня вяжет почти так же красиво, как мама.

Кристина НЕЧАЕВА
Фото автора

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *