Мил не насильно, а по любви и разумению

Личность российской императрицы Екатерины II по-прежнему будоражит умы наших современников. Правда, её, надо сказать, во многом успешные попытки привить России «просвещённый абсолютизм» затмеваются смакованием зачастую несуществующих подробностей из личной жизни царицы. Но, так или иначе, немка по происхождению и образу мыслей, плохо говорившая по-русски, оставила заметный след в истории государства Российского, в том числе в налаживании отношений с азиатскими народами, попавшими под юрисдикцию продолжавшей расширяться в XVIII столетии Российской империи.

* * *

Русская армия в Средней Азии. Картина Николая Каразина, 1891 год

С вхождением киргиз-кайсацкого Малого жуза хана Абулхаира в состав России, а именно в необъятную тогда Оренбургскую губернию, страна вместе с новыми территориями получила новые проблемы. Киргиз-кайсаки (казахи) не желали подчиняться не только новым принципам властного управления, но и насильственному обучению русскому языку и чуждым для них европейским ценностям. Попытки «вселить людскость и лучшее обхождение» путём повышения грамотности не приводили к желаемому результату, а пугачёвский бунт вообще показал, что территорию Казахстана можно было считать российской пока весьма условно.

Но образованность и природная мудрость Екатерины II позволили ей не закручивать гайки в этом важном вопросе, а приступить к поиску новых решений. И решения эти были найдены. Екатерина понимала, что взять и просто объявить киргиз-кайсаков русскими не получится. Ханы, поставленные российским правительством во главе Малой и Средней орды, в большинстве своём не исполняли требования властей, а сами киргизы, в свою очередь, не слушались русских ставленников. К примеру, когда 25 февраля 1782 года генерал-губернатором Оренбургского края Иваном Варфоломеевичем Якоби султан Вали был торжественно провозглашён ханом Средней орды и приведён к присяге, его власть признало только население северной части орды, а жители южной части выбрали себе другого хана, утверждённого китайским богдыханом.

Екатерина II. Портрет работы Фёдора Рокотова, 1770 год

После подавления пугачёвского бунта Екатерина II своим указом ввела для киргизов особое управление. Ещё в 1781 году императрица рекомендовала губернатору Якоби незамедлительно приступить к повсеместному строительству мечетей по одобренному ею плану и выделила на эти цели 20 тысяч рублей. Постройка мечетей намечалась в Оренбурге, Верхнеуральске, Троицке, Петропавловске. Вместе со строительством мечетей предполагалось теперь обучать киргизов татарской грамоте, что в последующем весьма ожидаемо для правительства привело к распространению и укреплению здесь магометанства (ислама), оказавшегося более близкой азиатам-язычникам по духу религией. Постройка мечетей и последующее дарование коренным народам существенных привилегий уже тогда закладывали принцип многонациональности и, если хотите, дружбы народов Российского государства.

Кроме того, с учреждением пограничной комиссии снимался запрет на перегон скота на правый берег Урала, а местным властям предписывалось содействовать строительству мечетей и киргизских школ. Торговля со странами Азии начала активно развиваться. Военный губернатор края Григорий Волконский в 1804 году упразднил в отношении киргизов расправы и разрешил им наниматься в работники, а также упорядочил взимаемые пошлины. А при военном губернаторе Эссене (правил в 1817–1830 годах) начался выкуп русских пленных из бухарского плена, причём делал это Эссен частным образом и без лишней огласки. На протяжении всего последующего времени существования царской России принципы отношений с коренными народами, заложенные императрицей Екатериной II, оставались неизменными.

Конечно, всё это не исключало возможности возникновения конфликтов, и они не заставляли себя ждать. Но проявленное уважение к народам, пусть и стоявшим в то время на более низкой ступени организации государственности, открывало для российской власти новые возможности в Азии. На смену вражде и междоусобицам приходила торговля.

* * *

Благодаря принятым для успокоения приграничной напряжённости мерам власти края могли сосредоточиться на решении других задач. Но проведённая в 1782 году очередная ревизия (перепись населения) выявила ужасающее положение дел, связанных не столько с нежеланием киргизов обучаться всему русскому, сколько с безграмотностью самих верноподданных Екатерины. Полковник Оренбургского казачьего войска Углицкий доносил генерал-губернатору Якоби, что «казачьи старшины в крепостях малограмотные, а то и вовсе грамоте не обучены, отчего перепись вызывает немалые затруднения…» Чего уж тут говорить о племенах иноверцев, которые и вовсе не знали по-русски? Как оказалось, государству было впору озаботиться образованием своих чиновников, уподоблявшихся к тому же ещё и пьянству, прежде чем обучать чему-то киргизов. Тогда же генерал-губернатор Оренбургского края Иван Якоби издал наставление офицерам, участвующим в переписи. Это совершенно уникальный документ того времени, характеризующий эпоху!

«Наблюдать, чтобы в высокоторжественные, воскресные и предпраздничные дни офицеры собирались не только на вечеринку, но и к утреннему пению, а особо к божественной литургии. А кто будет празден и по лености не придёт в церковь, тех наказывать при собрании команды, записывать в журнал и рапортовать, брать их под караул, допрашивать и принуждать соблюдать святые посты. Наблюдать, чтобы казаки жили добропорядочно, не бездельничали и не пьянствовали…» Ну что тут добавить?!

Все последующие управители края, опять же по высочайшему повелению, с разной степенью успеха пытались привносить светскость в общественную и культурную жизнь Оренбурга, и к середине века XIX военные, казачьи и гражданские чины уже вполне являли собой пример людей, знакомых с просвещением и культурой поведения.

* * *

Отношения с народами Средней Азии Россия выстраивала и после революции октября 1917 года. Чего только стоит один лишь факт, что с 1920-го по 1925 год Оренбург был столицей Киргизской (Казахской) АССР. Даже после распада СССР отношения со среднеазиатскими республиками в той или иной степени остались дружественными. В самой Оренбургской области представители сотни национальностей живут в мире и добрососедстве. А ведь основы этих взаимоотношений закладывались в конце далёкого XVIII века, когда мудрая политика царского двора позволила народам Азии рассмотреть в могучей Российской империи не просто «старшего брата», а друга, торгового партнёра и защитника.

Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото: es.topwar.ru, cultur.ru

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *