На восточной окраине села Подгородняя Покровка небольшой мостик через Каргалку увлекает в прохладный лесок. Он словно уводит за руку в ушедшую эпоху – время, когда увлечённый студент Захарий Аветисян взращивал удивительный памятник природы под Оренбургом, получивший впоследствии имя своего создателя.


В трёх с половиной километрах к северо-западу от областного центра, на восточной окраине Подгородней Покровки, раскинулся дендрарий Аветисяна. Сегодня судьба этого удивительного места тревожит немало людей. В их числе и сами покровцы, и Оренбургское лесничество, и областной Совет женщин.
Сирень амурская и сахарный клён – на Урале
В 2020 году проект «Мечта Аветисяна» победил на Всероссийском конкурсе Союза женщин России. В начале работы над ним активисты организовали экологическую акцию по расчистке леса и краеведческий квест. В акции приняли участие все активные жители Покровки. Организатором проекта стала Оренбургская областная общественная организация «Совет женщин». Инициатива получила одобрение и финансовую поддержку Фонда президентских грантов.
– Из семидесяти видов растений здесь осталось менее пятидесяти, и это не точные данные, – говорит руководитель проекта Анастасия Дударева. – Наша задача – найти с помощью профессионалов насаждения Аветисяна и установить их названия. Данное место – особо охраняемая природная территория, и без поддержки сообщества заинтересованных людей, органов власти мы не сможем далеко продвинуться. Так что это общенародное дело.
Заложенный в 1904 году, первоначально это был питомник для выращивания посадочного материала на озеленение. Часть сеянцев лесничий оставлял на месте для дальнейшего роста. Так и собралась коллекция более чем из 70 видов деревьев, кустарников и лиан, 25 интродуцентов (растений, перенесённых в местность, где они раньше не существовали). Из не характерных для Урала видов древесной флоры Дальнего Востока, Северной Америки, Кавказа и Средней Азии здесь произрастали лещина маньчжурская, тополь Симона, чубушник широколистный, пузыреплодник калинолистный, аморфа кустарниковая, ясень пенсильванский, ломонос жгучий, барбарис обыкновенный, груша уссурийская, клён сахарный, трескун (сирень) амурский, снежноягодник белый и многие другие виды.


Грянула Первая мировая война, и в этот год дендросад подкосило небывалое половодье, размыло все семенные ряды и большое количество ценных растений. Захарий Аветисян просил перенести питомник на Маяк, но его не услышали. В годы революции и Гражданской войны голод и разруха вытеснили из обихода заботы о чудесном парке за рекой Каргалкой.
Примечательно, что в 1917 году бывший опальный студент Петербургского лесного университета мог покинуть место своей ссылки, но он продолжал начатую здесь работу вплоть до 1934 года.
В 1963 году энтомолог П.П. Дмитриев собрал в этом парке гербарий из сотни видов деревьев и кустарников. После 1975 года дендрарий пришёл в полный упадок, а в 1991 году здесь насчитали только 44 вида древесно-кустарниковой флоры. Почти все делянки и дорожки между ними заросли клёном и ясенем, многие интродуценты исчезли. В результате строительства земляной плотины и мостового перехода через реку по трассе Оренбург – газзавод участок дендрария постоянно находился в зоне длительного затопления. Лишь в 1998 году дендрарий Аветисяна признали памятником природы областного значения и поставили под государственную охрану.
«…Следы невиданных зверей»
Сегодня в заросшем парке проглядывается еловая аллея, возраст которой приблизительно 90 лет.


– Когда мы встретились с руководителем социального проекта, меня подкупило её воодушевление, – вспоминает глава Подгородне-Покровского сельсовета Максим Кабанов. – Я удивился сразу: какой у нас тут дендрарий может быть? И мы отправились с Анастасией смотреть это место. Заметили там даже следы зверей. Когда входишь в этот лес, сразу обращает на себя внимание то, что деревья растут по одной линии. Хорошо, если нам удастся восстановить и превратить эту зону в парк, место культурного отдыха. Всеобщая заинтересованность в возрождении дендросада дарит надежду. Каргалка обмелела, а если ещё и этот лес упустить, что у нас останется тогда? Думаю, половина наших жителей и не знала, что такой лесопарк у нас есть. Теперь весной и осенью нам предстоит постепенно приводить его в санитарный порядок. Шесть с половиной гектаров – не шутка, но и желающих помочь набирается немало: школа, лицей, аграрный колледж, жители села, сотрудники администрации. На предприятии «Газпром переработка» нам выделили технику, чтобы вывезти сухостой, опавшие листья и мусор. Грядущей весной совместно со школой и аграрным колледжем проведём новую уборку.
В первую очередь запущенному дендрарию сейчас необходима санитарная вырубка порослей клёна, карагача. Все эти мероприятия проводятся под надзором специалистов Оренбургского лесничества. Восстановление уникального лесопамятника под Оренбургом – дело нескорое, но выполнимое. Главное – люди наконец осознали его ценность. А это значит, что зелёная мечта романтика Аветисяна всё же осуществится.
Жанна ДАНИЛОВА
Фото: oppps.ru и oren-wiki.com