ПОЧЁТ И УВАЖЕНИЕ. Три даты в одной семье

В семье Габдрахмановых из посёлка Чкалова этой весной сплошные праздники. 10 апреля отмечать 90-летие готовится глава семьи Энгельс Файзрахманович, в середине месяца у них с супругой Асиёй Кашаповной – бриллиантовая свадьба, а в конце марта 60 лет исполнится их дочери Галие Энгельсовне. В канун этих событий корреспонденты «СВ» побывали в гостях Габдрахмановых.

Снимок из семейного альбома Габдрахмановых

У порога радушно встречает Галия Энгельсовна. Со своей семьёй она живёт в соседнем доме, но каждый день приходит в гости к родителям. Энгельс Файзрахманович и Асия Кашаповна смотрят телевизор. Они внимательно следят за событиями на Украине, делятся мнениями о происходящем, спорят. Увидев нас, улыбаются, рассказывают о себе, показывают старые фотографии.

Вместо школы на работу

Энгельс Файзрахманович родился в Беляевке Буртинского (теперь Беляевского) района, правда, уже через год вместе с семьёй переехал в село Кумак, а потом и в Рождественку. В 1940-м пошёл в школу. Вспоминает, что отопление было печное, топили дровами. Писали ребята на картоне, газетах, а вместо ручек использовали гусиные перья. Правда, спокойно учиться Энгельсу не удалось, началась война. Об этом страшном известии он услышал по радио, тогда почти в каждом доме висели приёмники-«тарелки».

– В селе все стали ждать повесток на фронт, их приходило по восемь-десять в день. Летом после окончания Ташкентского политехнического института домой вернулся брат Хасан. Повестка ему пришла только в декабре, но он рвался на фронт. Говорил: вот бы с десяток фрицев убить – и не обидно за Родину погибать. Сначала его отправили в зенитное училище в Оренбурге, дали звание младшего лейтенанта. Через некоторое время он сообщил нам, что его отправляют на фронт. Мать пошла его провожать, он сидел уже в вагоне, передала ему какую-то еду. Он попал в Сталинград, оттуда прислал нам последнее письмо: «Находимся в лесу. Ждём немцев». И всё на этом. Позже пришло извещение: «Пропал без вести», – с грустью вспоминает Энгельс Файзрахманович и показывает нам портрет брата.

На другом снимке ещё один его брат, Хусаин. Он участвовал в Финской войне, потом попал в Ленинградскую блокаду, дошёл до Берлина. В 1946-м вернулся домой раненый, контуженный. У него было много наград, в числе которых медали «За отвагу», «За взятие Берлина».

Энгельс Файзрахманович говорит о военном времени и тяжело вздыхает:

Почётная грамота Асии Кашаповны

– Кушать было нечего. Питались всякими отходами. Ели просяную шелуху, жарили её на сковороде на бараньем жире. Летом хорошо – был щавель, лук, суслики. Печки отапливались дровами. Мы ходили в лес, набирали ветки тала. Но если нас останавливал лесник, он отбирал у нас салазки. Потом нам приходилось идти в Вязовку к леснику, чтобы он их вернул. Он отдавал, но предупреждал, чтобы мы больше в лесу не появлялись. Но мы всё равно туда ходили, потому что надо было отапливаться. Правда, в сильный мороз мы шли в овечьи кошары, собирали там то, что осталось от соломы и сена несъеденных, набивали мешки и этим топили. Тепла от этого особенно-то и не было, только дым такой, что друг друга не видели.

В 1942–43 годах Энгельс не ходил в школу – у него не было подходящий обуви. Когда погода стояла ещё не совсем морозная, он добирался на уроки так: пробежит сто метров, снимет шапку с головы, погреет ноги и снова в путь. Дорога до образовательного учреждения была неблизкой, около трёх километров. Рассказывая о школьном времени, Энгельс Файзрахманович прочитал нам стихотворение Лебедева-Кумача, которое учил в те годы:

Ой ты, Волга, широкая Волга,
Кто не любит твоих берегов?
Ты, как море, полна,
Широка и сильна,
И грозна ты для наших врагов.

Слушаем и удивляемся – ни одной запинки. Вот это память в 90 лет!

Как почти все ребята в то время, Энгельс не только учился, но и работал. Он помогал взрослым пасти коров и овец. В последние годы войны трудился в поле – конными граблями сгребал сено. Дело это было опасное, ведь сиденье предназначалось для взрослого человека, мальчик едва доставал до педали и однажды чуть сам не угодил под грабли.

Один из самых счастливых моментов в жизни Энгельса Файзрахмановича – День Победы.

– Мы, три брата, тогда пасли коров. Двое пацанов приехали к нам на лошади и сказали, что война закончилась. Мы помчались домой. А там гармошка играет, все радуются, некоторые плачут, потому что не все вернутся с фронта домой, – рассказывает Энгельс Файзрахманович.

После войны Энгельс продолжил учиться в школе, работать. В 1949-м поступил в фабрично-заводское училище в Медногорске, позже трудился строителем, а в 1953-м его призвали в армию. Он служил на Сахалине. Его военная специальность – пулеметчик ручного пулемёта Дегтярева. О годах в армии он может говорить часами, помнит все названия, все имена тех, с кем служил. Вскоре после возвращения из армии Энгельс женился. Работал на тракторе «Беларусь» в животноводстве. У него много грамот за труд в годы войны и после неё, есть удостоверение труженика тыла.

– У молодежи сейчас всё есть: и покушать, и одеться-обуться, надо только учиться и работать на своей Родине, защищать её, не забывать подвиги дедов и прадедов, – наставляет Энгельс Файзрахманович.

Голодные годы

Асия Кашаповна младше супруга. Когда началась война, ей было всего шесть. Казалось бы, совсем ещё ребёнок, но некоторые воспоминания тех дней сохранились в её памяти.

– Помню, как отца провожали на фронт. Мы тогда жили не в городе, а там, где сейчас Пугачи. Женщины плакали, кто-то играл на гармошке, некоторые бежали за поездом, – отмечает она. – Без отца жили тяжело. Кроме войны, случилось ещё и наводнение, нашу землянку затопило, у нас не осталась ни одежды, ни каких-то бытовых принадлежностей. Хорошо, потом мы нашли другую землянку. Отец был хорошим бойцом, и за это нам давали помощь от военкомата: тулуп, валенки, ещё что-то. Есть было нечего, и мама всё это поменяла на продукты.

В марте 1945-го отец Асии Кашаповны вернулся с фронта. До Берлина он не дошёл, получил ранение, потерял глаз и попал в госпиталь. Встреча с ним для близких была счастьем.

– Конечно, мы радовались. Соседи приходили к нам в гости, некоторые спрашивали, не видел ли отец их родственников. Многие не вернулись с фронта, – говорит Асия Кашаповна и аккуратно смахивает слёзы. – После войны тоже трудно приходилось. Рано утром ездили в город, стояли длинную очередь за хлебом и карточное время пережили. Но жизнь продолжалась, мы выросли. Я окончила семь классов. Сначала хотела пойти учиться дальше, но по семейным обстоятельствам не получилось. Пошла работать дояркой, так всю жизнь в животноводстве и трудилась. Потом замуж вышла, дети родились.

Свадьба «на скорую руку»

Энгельс Файзрахманович и Асия Кашаповна познакомились на танцах. Дружили всего несколько месяцев, а после создали семью.

– Мне все говорили: давай, давай, ищи скорее жену. Так на скорую руку и поженились, – шутит глава семейства.

– Я толком и не узнала, хороший он или нет. Он сразу с моей матерью договорился, и вскоре мы уже стали жить вместе, – добавляет Асия Кашаповна.

Рассуждая о семейной жизни, супруги отмечают: чтобы сохранить брак, главное – любить друг друга, быть терпимее, уступать в ссорах.

– В семье бывают и хорошие моменты, и не очень, но всё это надо перенести, а не бежать сразу в загс разводиться. Нам часто ругаться было некогда. Работали в совхозе. Я с дойки прихожу – иду свою корову доить, потом кушать готовить, а муж на тракторе всё время. Вот такая вот колготня целыми днями и была, – отмечает Асия Кашаповна. – Зарплата тогда неважная была, мы держали своё большое хозяйство. Комбикорма стоили не так уж и дорого, можно было скотину держать, птицу. Нам деньги от своего хозяйства помогали. Так вот и жили. Троих детей родили, всех выучили, высшее образование дали. Хоть и тяжело приходилось, на жизнь не жалуемся.

Галия Энгельсовна считает родителей примером во всём.

– Мама с папой трудолюбивые. Сколько их помню, они всегда на ферме, в поле, на тракторе. А мы летом весь день на речке Бердянке пропадали, только вечером их видели. Когда я была маленькой, мама была более строгая, могла прикрикнуть, а отец в этих случаях молчал. Если не разговаривает, значит, не одобряет наши поступки. Мне кажется, родители нас хорошо воспитали, спасибо им за это, – говорит она. – Папа с мамой и сейчас работу любят. Летом отец с мотыгой в огород выходит, мама на лавочке воздухом дышит. А зимой они следят за политикой, все передачи на эту тему по телевизору смотрят, на всё у них своё мнение, могут с любым человеком в дискуссию вступить.

Супруги любят общаться. На все праздники стараются приглашать гостей. За столом собираются дети, четверо внуков, правнучка, приходят друзья и близкие. Готовят зур бэлиш – большой татарский пирог, чтобы угощения хватило на всех.

Ирина ПЕТРОВА
Фото Ольги БАТРАКОВОЙ

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится: