Этот год для жительницы Вязовки Валентины Обуховой выдался тревожным. Ещё в октябре 2022-го в зону специальной военной операции мобилизовали её сына Андрея Литвинова. С тех пор Валентина Алексеевна надеется и ждёт, что вот-вот откроется калитка родного дома, и войдёт её любимый Андрюша…


– Андрей родился в Яровом. Там вместе с братом они учились в начальной школе, потом перешли в Приуральскую школу. В пятом классе сын нашёл где-то самоучитель, выучил ноты и стал просить гитару. Я, конечно, купила. Он начал играть, петь, на синтезаторе тоже научился. В Приуральском клубе даже есть фотографии его первых выступлений, – с улыбкой рассказывает Валентина Алексеевна.
После школы Андрей выучился на шофёра и получил повестку в армию. Полгода служил в Челябинске, оставшееся время – в Таджикистане. Валентина Алексеевна вспоминает: когда сын отдавал долг Родине, ей пришло благодарственное письмо от командования за его воспитание. Оказалось, Андрей смог предотвратить аварийную ситуацию на дороге и спас целый полк!
Вернувшись из армии, молодой человек жил в Оренбурге вместе с любимой девушкой Еленой. Работал на металлоприёмной базе, затем водителем крана. А когда в стране объявили частичную мобилизацию, получил повестку в военкомат.
– Мне было очень тяжело. Мы с сыном откровенно поговорили. Он сказал: «Мама, я хорошо подумал. Мои пацаны-одноклассники уже там. Как я им в глаза смотреть буду, если я туда не пойду?» – рассказывает Валентина Алексеевна. – Всё произошло быстро: сегодня он получил повестку, а уже завтра их забрали на обучение в Тоцкое. Он поехал с гитарой, без неё никуда. Их отпускали домой, он приезжал, в бане мылся, я напекла ему пирожков, чтобы ребятам передал.
Спустя два месяца, 19 декабря, Андрея отправили на фронт. Правда, маме об этом он сказал не сразу, не хотел, чтобы она волновалась.
– Позвонил и говорит: «Мама, я не приеду, мне не дадут увольнительную». А у меня будто в сердце что-то щёлкнуло. Пошла в магазин – а у нас из Вязовки ещё одного парня мобилизовали – и продавщица меня спрашивает: «Что, забрали ваших?» У меня даже внутри всё похолодело, я давай Андрею звонить, и он признался, что ночью их увозят. Сказал: «Мама, не волнуйся, всё будет хорошо, я вернусь».
С того дня от Андрея долго не было ни звонков, ни писем. Валентина Алексеевна не находила себе места, душа болела за сына. В то сложное время она сочинила стихотворение о том, как трудно матерям отпускать детей на войну. Наконец пришла первая весточка. Мать узнала, что сын выучился на артиллериста и теперь он командир отделения. А 7 марта, почти на свой день рождения, Валентина Алексеевна получила самый желанный подарок.
– Я была дома, тут подъезжает дочь, калитка открывается, и Андрюша кричит: «Маманя!» Я вылетаю с крылечка, обнимаю его, он большой, я ему по пояс. Для меня это была такая радость, – рассказывает Валентина Алексеевна. – Тогда Андрей приехал на 20 дней по вызову, чтобы узаконить отношения со своей девушкой Еленой. Они давно вместе, но не оформляли отношения официально. А когда Андрея забрали на СВО, он позвонил мне и сказал: «Я решил, что эта женщина моя, дороже у меня никого не будет». Я рада за них. Они действительно хорошая пара, с полуслова понимают друг друга. Мы снимали помещение, был банкет. Оплачивал Андрей всё сам, он у меня молодец. Когда уезжал, я хотела дать ему в дорогу пирожков, сала, но он отказался, сказал: главное, чтобы я его ждала и знала, что он у меня есть. И я жду.


Сейчас Андрей общается с мамой значительно чаще, чем раньше, и даже недавно звонил по видеосвязи. Валентина Алексеевна знает, что он находится на первой линии, и там всё очень непросто. Но Андрей руки не опускает, рассказывает, что соорудил небольшую баню, приютил котёнка, а для поднятия настроения играет на гитаре. Валентина Алексеевна со слезами на глазах зачитывает его сообщения. Он пишет: «Пока наши близкие спят в тёплых постелях, мы прошли уже немало километров и выполнили много поставленных задач. Когда-то здесь наши деды воевали, и кто бы знал, что снова нам придётся здесь пройти».
– Говорят, ребёнка начинаешь любить ещё сильнее, когда ему плохо. Мне кажется, это действительно так. Когда у меня средний сын болел, я всю душу ему отдавала. У дочери были проблемы, так я только о ней и думала. А теперь вот за Андрюшу сердце болит, – вздыхает Валентина Алексеевна. – Он – наша душа. Когда приезжает, так смеётся задорно, что любой растает. Он у нас мальчишка хороший, добрый, справедливый, любит, чтобы всё было чётко, продумывает все свои решения. Ребята в полку его уважают. Когда он звонит мне, они всегда кричат в трубку: «Привет, маманя!» А мне важно, чтобы они берегли себя и вернулись живыми и здоровыми.
Отвлечься от грустных мыслей Валентине Алексеевне помогают увлечения: она поёт частушки, занимается огородом, рыбачит.
– Всё это, конечно, меня спасает, но никогда не отпускает. Чтобы я ни делала, где бы ни была, я всегда думаю о том, как там мой сын, где он сейчас. Я каждый день его жду. Когда он вернётся, на всю деревню стол накрою, только бы он пришёл поскорее.
Ирина ПЕТРОВА
Фото Ольги БАТРАКОВОЙ
и из архива Валентины Обуховой
с. Вязовка
Валентина ОБУХОВА
* * *
Нас, матерей, не понимают,
Да и, наверно, не поймут.
И только сердце лишь вздыхает,
И мысли в голову бегут.
Я стала ночи ненавидеть.
В глазах война, а в сердце боль:
Могу ж я сына не увидеть,
А так хочу, чтоб он пришёл.
Прижму к груди. Скажу: «Родной мой,
Ты мой сыночек, мой герой!
Ты столько в жизни навидался,
Но ты не думай, я с тобой».
Зачем война, скажите люди?
Мы не хотим такой беды.
И слёзы к горлу подступают,
Господь наш, Господи, прости.
Ты только выдержи, сердечко,
Дождись сынов, они придут,
Деревья зацветут весною,
И наши слёзы пропадут.
Ну а сейчас летят снежинки,
Летят они издалека,
И долго я смотрю на небо,
И от сыночка жду звонка.





