В пятницу, 20 октября, в Областной универсальной научной библиотеке имени Н.К. Крупской прошла межрегиональная конференция «Оренбуржье и оренбуржцы в изобразительном искусстве дореволюционной России», посвящённая 150-летию со дня рождения оренбургского художника-передвижника Лукиана Попова. В мероприятии приняли участие искусствоведы, краеведы – исследователи жизни и творчества Лукиана Попова, а также студенты кафедр дизайна и истории Оренбургского государственного университета.


* * *
Большинство оренбуржцев вряд ли знают какие-либо факты жизни и названия полотен нашего талантливого земляка. Зато, пожалуй, всем известно, что его именем названа одна из улиц Оренбурга. Хотя для пришедших на конференцию студентов и это стало открытием, которое, впрочем, не поздно сделать в любом возрасте. Но читатели «СВ» точно знают, что родился Лукиан Попов в 1873 году в селе Архангеловка ныне Оренбургского района, – об этом мы писали не раз. И хотя уже в трёхлетнем возрасте, когда его отца забрали в солдаты, будущий художник переехал с семьёй в Оренбург, факт биографии остаётся фактом.
Сегодня исследователи задаются вопросом, где и как отыскать если не дом, то хотя бы примерное место домовладения в селе, где родился Попов, но это дело дальнейших поисков.
– Ещё много неизвестных страниц биографии художника Лукиана Попова предстоит открыть для наших современников, – отметил директор Оренбургского областного музея изобразительных искусств, заслуженный работник культуры Российской Федерации Юрий Комлев. – В этом зале собрались учёные, посвятившие свои научные труды его творчеству. Буквально недавно инспекция по охране объектов культурного наследия признала дом Лукиана Попова в Оренбурге таким объектом. И произошло это благодаря вашей кропотливой работе.
* * *
Надо сказать, что становление художника произошло в юные годы, в период учёбы в приходском училище. Как писала в своём исследовании заслуженный работник культуры России, почётный архивист России Татьяна Судоргина, он подрабатывал в писчебумажном магазине, где впервые испытал трепет, рассматривая картины, и вскоре познакомился с живописцем Иерофеем Мехедом, ставшим для Лукиана учителем и наставником. Хозяин магазина Курников, заметив увлечённость подростка живописью, снабдил его карандашами, красками и бумагой. Впоследствии художник с благодарностью сделает прекрасный портрет его жены.


Уже через несколько лет Российская императорская Академия художеств, по достоинству оценив талант 19-летнего Попова, отправляет юношу учиться за границу за казённый счёт. Как рассказал один из исследователей жизни и творчества художника оренбургский архитектор, член Союза архитекторов России Юрий Григорьев, интересны письма совсем ещё молодого Лукиана в Академию художеств, где он настоятельно требует денег на заграничную учёбу.
В 1892 году в Оренбурге прошла первая художественная выставка, главным автором которой стал молодой «туземный» художник Лукиан Попов с почти полусотней картин. «Оренбургский листок» тогда написал: «Картины привезут оригинальные, и поэтому устроители выставки заслуживают глубокого почтения за своё просветительское предприятие. По части эстетики и развитости вкуса мы, степняки, не избалованы, и многие об искусстве живописи судят лишь по грошовым олеографиям».
Тут, как из песни, слова из журналистского текста не выкинешь!
Позже Лукиан Попов выдержал экзамен в Академию художеств, и в 1902 году за картину «Тихо» был удостоен высокого звания «художник» – да, вот так просто, безо всяких «заслуженных» и «народных». Но это стало высшей оценкой его трудов. В следующем году Лукиан Попов становится действительным членом Товарищества передвижных выставок.
* * *
– Лукиан Попов – это гениальный художник, который, к сожалению, не так широко востребован современниками, – подчеркнул директор областного музея изобразительных искусств Юрий Комлев. – Наш музей является хранителем одной из самых обширных и уникальных коллекций Лукиана Попова, а именно более 230 картин, которые мы храним для будущих поколений.
Творил Попов самозабвенно. По словам заведующей музейной экспозицией Оренбургского областного музея изобразительных искусств Татьяны Орловой, он был одной из самых ярких фигур по уровню таланта и значимости его произведений.
– Он внёс огромный вклад в живопись, в отражение своей эпохи, – сказала Татьяна Орлова. – При жизни Попов был широко известен, а вот после смерти художник был незаслуженно забыт, а картины распроданы родными в частные коллекции. Оренбургская коллекция произведений Лукиана Попова начала создаваться в 40-е годы прошлого века по инициативе художника и журналиста Сергея Варламова. Областной краеведческий музей на протяжении последующих десятилетий выкупал картины у родственников художника и у коллекционеров.
Сегодня в музее изобразительных искусств есть картины, этюды, графика всех периодов творчества Попова, и искусствоведы имеют возможность изучить все этапы роста художника – от обучения ремеслу до профессиональной зрелости. Рассказать обо всех произведениях Лукиана Попова невозможно – это задача специалистов. Прекрасные портреты, пейзажи, зарисовки из жизни простых людей… Надо отметить, что в его поздних работах, приходящихся на начало революционных брожений в России, отражены темы крестьянства, рабочего класса и переселенчества. Так получилось, что это был период расцвета художника. В последние годы жизни он писал родных и близких ему людей, стремясь как можно точнее передать внутренний мир человека.
* * *
Отдельной темой конференции стало исследование архитектора Юрия Григорьева о том, где же в Оренбурге располагался дом Лукиана Попова.


– После того, как Попова не стало, его современники хорошо знали, где он жил, и это было настолько очевидно, что никто не удосужился это зафиксировать, – рассказал Юрий Григорьев. – Очевидно это было и в год 90-летия со дня рождения художника, когда улицу Фельдшерскую переименовывали в улицу Попова и открывали памятную доску «революционеру-демократу» Лукиану Попову с ошибкой в дате рождения.
К моменту же, когда понадобилось доказать, что именно дом № 39 был последним прижизненным пристанищем Лукиана Попова, достаточных документов почему-то не нашлось. Поэтому и в списке объектов культурного наследия дома не было. В архивных документах есть два адреса, и установить точный адрес художника Юрий Григорьев и поставил своей главной задачей, что оказалось очень увлекательным делом. Проанализировав все переименования нумерации кварталов, домов и участков, чётных и нечётных сторон по улице Фельдшерской, ныне Попова, исследователь нашёл исчерпывающие доказательства, что художник Лукиан Попов жил в доме № 39.
Лукиан Попов, оставив после себя большое наследие, прожил недолгий век. За два года до своей кончины он потерял своего малолетнего слепого сына да так и не смог справиться с этой потерей. В воспоминаниях современников он остался почему-то бедным человеком, хотя исследователи его биографии говорят об обратном: дом в Оренбурге и четыре тысячи рублей, оставленные в наследство.
Сегодня картины Лукиана Попова хранятся в музеях по всей России и за её пределами и, конечно же, в нашем Оренбургском областном музее изобразительных искусств.
– А в оренбургском доме художника мы надеемся обрести ещё один музей – музей Лукиана Попова, – сказал директор музея изобразительных искусств Юрий Комлев.
Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото автора





