Мы продолжаем рассказывать вам, уважаемые читатели, о традициях и обычаях людей разных национальностей, которые живут в нашем большом Оренбургском районе. На этот раз мы побывали в гостях у русской семьи Коряковских из посёлка Экспериментального.


* * *
У двери нас встречает радушная хозяйка Олеся Павловна. В доме витают невероятно вкусные запахи. К нашему приходу хозяева накрыли богатый стол. Обращаем внимание, что в комнате много изделий из бересты, деревянных ложек, чашек, на полке расположились сувенирные лапти. Олеся говорит, что всю эту красоту они купили на родине супруга, в Вологодской области.
– Мы стараемся ездить туда каждый год, возим детей и всегда открываем для себя что-то интересное, – признаётся Олеся.
Хозяева приглашают нас к столу. Разливают смородиновый морс, раскладывают по тарелкам картофельные шаньги с грибами. Угощают конфетами, которые привезли из Великого Устюга, прямо из вотчины Деда Мороза. За столом начинаем знакомиться. Олеся и её супруг Виктор рассказывают, что семья у них большая, но дома сейчас не все.
– Старшая дочь Алёна живёт в Челябинске, Егор служит в армии в Калининграде, одиннадцатиклассница Ева ушла с классом на мероприятие, а вот восьмиклассник Никита, шестиклассник Иван и второклассник Мишенька дома. Ещё помогать нам приехала моя мама Юлия Ильинична, – говорит Олеся.


Супруги рассказывают о себе. Виктор Николаевич родился в селе Кичменгский Городок Вологодской области. Местные жители считают себя исконно русскими. Для них привычно готовить в печи, использовать в речи древнерусские слова и не только. Олеся Павловна по крови украинка, родилась она в селе Кваркене, что на востоке Оренбургской области. Сразу после службы в армии Виктор тоже приехал туда работать. Там был большой карьер, где добывали мрамор. Виктор остановился у своей тёти. Благодаря родственникам и друзьям молодые познакомились, а когда Олеся окончила техникум, молодой человек сделал возлюбленной предложение. Семья несколько лет жила в Кваркене, а когда у них родился Иван, они переехали в посёлок Экспериментальный.


– Здесь нам нравится: тихо, хорошо. Муж работает, а я сейчас домохозяйка. Детей много, надо всех встретить, проводить. Иван ходит на каратэ, Миша – на греко-римскую борьбу, Никита, Ева и Ваня окончили класс по игре на аккордеоне. Все у нас заняты. Собираемся только вечерами и по выходным. Так все дружим, – отмечает Олеся.
* * *
Члены большой семьи признаются: несмотря на то, что живут они как современные люди, некоторые древнерусские традиции переняли от родителей Виктора.


– Там, откуда муж родом, проживают практически одни русские. Редко можно встретить казаха или башкира. Они только в последнее время стали приезжать туда – и то в основном это врачи, и их очень мало: один-два человека, не больше, – рассказывает хозяйка дома. – Мне очень нравится в Вологодской области, там невероятно красивые леса, настоящие чащи, прекрасный чистый воздух, церкви, много красивых вещичек. Даже у родителей мужа можно найти столько всего интересного. Люди, которые там живут, считают себя исконно русскими. У них совершенно другой образ жизни. Все, от мала до велика, умеют держать топор, ходят в лес, знают грибы, ягоды.
Виктор отмечает, что его родители едят мало мяса, в основном на столе у них грибы и ягоды.
– К примеру, готовят вот такие шаньги, – показывает Виктор. – Вы попробуйте. Это вкусно.


На вид шаньги напоминают курники. Правда, мяса в них нет, только грибы. Но на вкусе это никак не отражается. Тесто нежное, а начинка буквально тает во рту. Олеся отмечает, что шаньги, открытые пироги, пряженя она готовит по старинным рецептам. Грибы собирают сами. К счастью, в Вологодской области их много: подберёзовики, белые. Любят Коряковские и ягодные морсы из голубики, черники, смородины. Олеся признаётся, что быстро привыкла к такой пище. Даже полюбила голубику с молоком, как едят вологодские.
В разговоре замечаем, что супруги используют необычные слова. Например, говорят «баско».
– Я сама сначала удивлялась. Что-нибудь сделаю у свёкров дома, а они: «Ой, как баско!». Что это такое, думала? А это означает красиво. Меня всегда называют молодицей. Сколько бы невестка ни прожила с мужем, она всё равно молодица. Наверное, так называют потому, что боятся обидеть. У мужа в речи много подобных слов, и дети от него кое-что переняли. Мы когда сюда переехали, нас учительница в школу вызывала и спрашивала: почему дети говорят на старообрядческом языке? – с улыбкой говорит Олеся. – Но у мужа на родине ещё всё понятно, а если поехать в деревню глубже от райцентра, там вообще сложный говор.
Интересуемся у супругов: какие праздники они отмечают?
– Как и все: Новый год, Рождество, Масленицу, Пасху. Накрываем красиво стол, печём пряженники, пироги, на Масленицу – блины. У нас есть книга с разными колядками, – объясняет Олеся.
На выходные и праздники Коряковские любят бывать в гостях у родителей.
– Там даже есть настоящая печь, и я на ней лежал. Там так тепло, хорошо, – рассказывает шестиклассник Ваня. – А ещё там почти нет кирпичных домов, все деревянные, внутри покрашенные. И совсем нет Интернета.
– Конечно, сейчас всё меняется, развивается, а в 1990-е годы продукты туда доставляли только на пароходе, когда река разливалась. В школу ходили за 10–15 километров. Стирали белье в бане и возили на тележках полоскать в прорубь. Некоторые и сейчас так делают. Даже Олеся так полоскала, – говорит Виктор.
– Они до сих пор используют колодцы. Там нет водопровода, все выкапывают себе колодцы. У них нет газа, в основном используют дрова. Но, чтобы натопить печь, нужно столько труда, – добавляет Олеся.
* * *
Коряковские хотят, чтобы их дети были по-настоящему русскими, чтобы они сохраняли традиции, были достойными людьми и настоящими патриотами своей страны.
– Папа, если ругает их за что-то, говорит: ты что? Ты же русский! А ещё они у нас не едят вилками. Считают, что русские должны использовать только ложки.
Коряковские рассказывают, что неподалёку от Кичменгского Городка находится Великий Устюг. Недавно они всей семьёй побывали на родине Деда Мороза.
– Дед Мороз, который приезжал к нам, – это просто актёр. Настоящего мы теперь по глазам знаем. Это действительно волшебник. Снегурочка приезжает из Костромы. Они такие красивые представления делают. Там есть тропинка сказок, где по дороге встречаешь бабу Ягу, Колобка, двенадцать месяцев, и всё такое правдоподобное, что даже мы, взрослые, в сказку поверили.
* * *
От Коряковских уходим с массой впечатлений и подарками: банкой капусты, солёной по вологодскому рецепту, конфетами с вотчины Деда Мороза, вкусными шаньгами с грибами. Хозяева приглашают в гости снова. Как знать, может, и приедем, ведь вместе с ними так тепло и интересно.
Ирина ПЕТРОВА
Фото автора
п. Экспериментальный
СТАРИННЫЕ РЕЦЕПТЫ ОТ ОЛЬГИ КОРЯКОВСКОЙ
Картофельные шаньги
Вам понадобится: для теста – килограмм муки, 200 граммов молока, три яйца, две чайные ложки соли, сода на кончике ножа; для начинки – полтора килограмма картофеля, две чайные ложки соли, стакан молока, жир для смазывания формы.
Способ приготовления: отварить картофель, размять, добавить молоко, соль, перемешать. Замесить крутое тесто из молока, яиц, соли, соды, муки. Сформировать из теста шарики, раскатать их в круглые лепёшки. Уложить сверху начинку, защипать края. Выпекать в смазанных жиром формах.
Пряженик
Вам понадобится: килограмм муки, пять яиц, литр молока, по чайной ложке сахара и соли, 30 граммов прессованных дрожжей, растительное масло.
Способ приготовления: предварительно завести опару из небольшого количества муки, дрожжей и молока, поставить в тёплое место, чтобы тесто поднялось. Смешать муку, яйца, молоко, сахар, соль, немного сала, добавить в смесь готовую опару. Хорошо вымесить, дать тесту подняться. Полученное тесто разделить на пряженики. Куски теста выхлопать в каталке, посыпанной мукой. Тесто из каталки выложить на стол, дать подняться. Тесто растянуть руками до круглой формы, опустить на сковороду в кипящее масло и жарить, постоянно переворачивая деревянными лопатками, до золотистой корочки с двух сторон.