Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, преподаватель русского языка и литературы Ирина Науменко работает в Ленинской школе уже четверть века и сумела вырастить стобалльника. О работе в школе и секретах профессиональной деятельности педагог рассказала корреспонденту «СВ».


– Ирина Владимировна, почему вы решили стать учителем?
– Я никогда не думала о другой профессии. Даже когда была маленькой, всегда играла в школу. Поэтому всегда знала, что буду учителем, другие варианты даже не рассматривала. У нас в семье педагогов нет, я первая. При этом мои родители всегда хорошо относились к тому, что я пойду в педагогику. Поэтому после школы пошла учиться сначала в колледж, а потом в университет.
– Вы учились в Ленинской школе. Каково было возвращаться в родную школу учителем?
– Сначала было необычно, потому что те учителя, которые меня учили, теперь мои коллеги. Они хорошо меня встретили, поэтому я никогда не испытывала из-за этого дискомфорта.
– Вы помните свой первый урок? Как он прошёл?
– Мой самый первый урок был в Экспериментальной школе Оренбургского района. Я тогда работала учителем начальных классов. Мне сразу дали третий класс. Конечно, было страшно, но мне понравилось. Я благодарна моим наставникам, которые мне во всём помогли и поддержали меня в тот момент.
– Как проходит ваш обычный рабочий день?
–Мой день проходит достаточно активно. Я совмещаю работу заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя русского языка и литературы. Мне это нравится, каждый день я выполняю разные задачи – работаю то с детьми, то с учителями. Моя профессия помогает мне в жизни. Я работаю с подростками, вижу их интересы и увлечения. Благодаря этому лучше понимаю своих детей.
– Какими качествами должен обладать современный учитель?
– В первую очередь, учитель должен понимать и любить детей. Важно их поддерживать, работать в тандеме: учитель – родитель – ученик. Вся деятельность учителя должна быть направлена на успех ребёнка. Нужно создавать такую атмосферу, чтобы ученик мог в любой момент подойти к учителю и задать вопрос не только по школьной программе, но и попросить совета в какой-то житейской ситуации. Тогда ребёнок будет видеть отклик от учителя, и познавать материал ему будет легче. Важно помнить, что все дети и родители разные, так же и каждый учитель индивидуален.
– А вы себя считаете строгим учителем?
– Я никогда не кричала на детей, но при этом никогда у меня не было проблем с дисциплиной. Иногда достаточно одного взгляда, чтобы успокоить класс. Не знаю, строгость ли это. Я со всеми учениками в хороших отношениях. Ко мне до сих пор приходят выпускники прошлых лет. Я общаюсь с родителями выпускников. Часто, когда выхожу из школы, мне навстречу может идти родитель моего ученика, и мы обязательно с ним поговорим. Для меня важно, чтобы я не избегала взгляда родителей, а спокойно смотрела в глаза и радовалась встрече с ними. Специфика работы в посёлке в том, что мы знаем всех детей. У меня в классе может учиться ребёнок моего соседа или знакомого. Мы все – как большая семья, и поэтому в нашей школе все учителя осознают, что все дети, которые к нам приходят, – это наши дети. Если у ребёнка не получается, значит, ему нужно помочь, а не ругать его.
– Много ваших учеников получают высокие баллы на ЕГЭ?
–У меня каждый год ученикам не хватает всего одного-двух баллов до ста. В этом году была первая стобалльница по русскому языку – Ангелина Канду. Она старательная, умная девочка. Я не могу сказать, что баллы, которые получают ребята, мои. Это их баллы. Моя задача – помочь им получить высокий результат. Я всегда им говорю, что моя жизнь не изменится, от того, сколько баллов вы получите, – 20 или 100. Жизнь изменится, в первую очередь, у ребёнка. У нас каждый год дети поступают в столичные вузы благодаря высоким баллам. А некоторые ребята предпочитают остаться в Оренбурге.
– Есть такой миф, что люди с техническим складом ума сдают ЕГЭ по русскому языку лучше, чем гуманитарии. Как вы думаете, это правда?
– Больше зависит от того, как дети готовятся к экзамену, а не от того, гуманитарий он или технарь. Если готовиться к ЕГЭ по русскому, то сдать его хорошо могут все. Техники запоминания правил у всех разные. Регулярно я провожу с учениками зачёты по темам, раздаю карточки по отдельным заданиям из экзамена, проводим различные тренировки. Конечно, многое зависит от варианта, от текста для сочинения. Некоторые ребята могут написать всё кратко, а некоторые, наоборот – на несколько листов. Большую роль играет психологическое состояние ребёнка во время экзамена. Конечно, бывает, что дети психологически не готовы к ЕГЭ, но с этим можно справиться. Я с ними провожу психологические тренинги, рассказываю, как не волноваться на экзамене. Поэтому хороший результат на экзамене зависит от настроя и трудолюбия ребёнка. Я сама в школе больше любила математику, а сочинения писать не особо любила. Поэтому сейчас стараюсь максимально облегчить эту задачу для учеников.
– Вы переживаете, когда ваши ученики идут на экзамен?
– Конечно, я каждый год переживаю. Особенно когда приходят результаты. Если баллы приходят вечером, я всё бросаю и скорее бегу в школу. Иногда результаты приходят раньше нам, а иногда – детям. Мы с ними постоянно находимся на связи. Когда видим баллы, сразу созваниваемся и радуемся вместе. Когда Ангелине Канду пришли сто баллов, я об этом узнала одной из последних, потому что в тот день была организатором на экзамене. С семи часов телефон был выключен, а когда вышла из пункта проведения экзамена, увидела много пропущенных звонков и сообщений! Я тогда даже растерялась. Мы всегда ждали, что кто-то из учеников получит сто баллов, но каждый год немного не хватало. С ребятами эти результаты останутся на всю жизнь, это их заслуга. У них всегда будет повод для гордости, они станут рассказывать своим детям, что смогли получить высокий балл и поступить в хороший университет.


– Тема ЕГЭ каждый год вызывает споры среди родителей, педагогов и учеников. А как вы относитесь к этой форме экзаменов? Нужно ли отменять ЕГЭ?
– Я не хочу, чтобы ЕГЭ отменяли. Каждый год дети поступают в столичные вузы, но если отменить ЕГЭ, скорее всего, далеко не каждый из них поедет поступать в другой город. Отмена ЕГЭ усложнит поступление. Сейчас выпускники могут сдать экзамен и отправить заявки в вузы по всей России из дома. А так придётся ехать в каждый город и каждый раз сдавать там новый экзамен. Не раз была ситуация, когда два-три университета приглашали ребёнка учиться, и ему оставалось только выбрать.
– А как вы относитесь к репетиторам, которых родители нанимают в надежде на лучший результат ЕГЭ?
– Я против репетиторов именно по моему предмету. На уроках я даю ребёнку всё, чтобы он мог подготовиться к экзамену. Всё зависит от того, кто этот репетитор. Если это человек, который работает в одиннадцатом классе, знает специфику ЕГЭ, то это одно дело. Я тоже иногда помогаю детям родственников готовиться к экзамену. Но если это люди, которые не работают в школе и не знают нюансов, не отслеживают изменения в структуре экзамена, это совсем другое. Они сделают только хуже и запутают ребёнка.
– Есть какой-то секрет, который поможет подготовить ребёнка для получения высокого балла?
–Я думаю, секрета нет. У ребёнка, как и у учителя, должно быть желание постоянно развиваться. Я всегда спрашиваю у учеников, что они не понимают. Лучше тысячу раз объяснить даже самую простую тему, которую проходили даже в пятом классе. Я всегда говорю детям, что они пришли учиться. Не будет результата, если нет желания учиться и узнавать новое. Не нужно бояться задавать разные, даже простые вопросы. Это нормально. Часто дети пытаются списать что-то. Я их за это не ругаю, мы всегда всё переводим в шутку. Они всё понимают и убирают все шпаргалки.
– Вы сразу видите ребёнка-высокобалльника?
–Детей, которые стараются и хотят получить высокий балл, видно сразу. Но всех учеников я готовлю одинаково на высокий результат. Бывают дети, которые удивляют. У меня был ученик, который всегда мне говорил, что ему без разницы, как он сдаст экзамен. Конечно, мы с ним всё равно готовились. Я понимала, что мальчик способный, просто не особо хочет заниматься. И вот он пошёл сдавать экзамен. Через тридцать-сорок минут звонит и говорит, что закончил уже. Несмотря на то, что сидел на экзамене недолго, он получил 91 балл. Словом, на экзамене может произойти всё, что угодно.
Беседовала Дарья МОРОЗОВА
Фото Ольги БАТРАКОВОЙ и из личного архива Ирины Науменко


ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Виктория Крюкова, выпускница Ирины Науменко 2005 года, заместитель директора по воспитательной работе Ленинской школы:
– Ирину Владимировну всегда отличали её уроки. Они словно завораживали. Она умела преподнести настолько грамотно и красиво свой материал, что могла заинтересовать любого школьника. Для того, чтобы её слушали, она не повышала голос. Её мелодичный, успокаивающий голос обволакивал разум каждого ученика. Знания, которые дала Ирина Владимировна, постоянно мне пригождаются. Многие правила я помню до сих пор. Помимо того, что она была учителем русского языка и литературы, она у нас была ещё классным руководителем. Постоянно проводила для нас мероприятия, чтобы мы сплотились. Даже после выпуска мы с одноклассниками собираемся вместе с Ириной Владимировной и вспоминаем то чудесное школьное время. Ирина Владимировна для нас не просто школьный наставник, а старший друг, который может помочь не только в учёбе, но и дать дружеский совет. К ней не страшно обратиться с личным вопросом или просьбой. Она понимает чуткую душу ребёнка и может найти контакт со взрослым человеком. Она хороший учитель, коллега и человек.