Накануне августовского совещания учителей и нового учебного года заместитель главы администрации Оренбургского района по социальным вопросам – начальник управления образования Мария СЛАБОСПИЦКАЯ рассказала корреспонденту «СВ» об инновационных проектах, планах и готовности школ района к началу занятий.


– Мария Вячеславовна, готовы ли образовательные учреждения района к новому учебному году?
– Да, комиссия по приёму учебных заведений уже завершила свою работу, все организации приняты к началу года, в том числе дошкольные и учреждения дополнительного образования. Хочется отметить очень большую работу всех сотрудников: руководителей образовательных организаций, педагогических и трудовых коллективов школ, родительскую общественность, глав муниципальных образований. На сегодня мы видим результат плодотворного и большого труда команды Оренбургского района. Потому что в районе особенное отношение к образованию, к условиям, которые создаются для наших детей. Это посыл главы района Василия Николаевича Шмарина, который подчёркивает ключевое значение образования, системообразующее, цементирующее единство общества в районе.
Комиссия отмечает очень интересные находки в создании образовательной среды: много цветов, ярких красок, обновлённых помещений. Открываются новые Центры образования «Точка роста». Таких в районе уже будет 31. На базе школ будут реализовываться инновационные проекты. Например, в Южноуральской школе – Центр цифрового образования, в Подгороднепокровской школе – муниципальная точка работы с беспилотными летающими аппаратами. Открывается класс, в котором ребята будут учиться управлять беспилотниками. Реализация программы стала возможной благодаря национальному проекту «Беспилотные авиационные системы». Учебное заведение располагает и помещением, и кадровым потенциалом, и необходимыми условиями.
Одно из самых радостных событий наступающего учебного года для нас – открытие нового здания Нежинского лицея. Он был переполнен в три раза, было множество обращений родителей, потому что лицеисты ютились в одном здании с воспитанниками Детской школы искусств. Теперь созданы все условия для того, чтобы ребята обучались комфортно, в среде, отвечающей современным нормам. Новое здание лицея откроется 2 сентября. Сейчас идут активные подготовительные работы. А Детская школа искусств села Нежинка будет полностью распоряжаться своим помещением. Мы рады отметить, что желающих заниматься в ней очень много: родители с удовольствием отдают ребят обучаться музыке, хореографии, прикладному творчеству. Другие здания музыкальных школ, учреждений дополнительного образования тоже подготовлены к новому учебному году.
– Готовы ли спортивные площадки?
– Все стадионы готовы, футбольные поля, спортивные сооружения отремонтированы и проверены. Тут следует сказать, что в этом году мы планируем максимальное вовлечение родителей в школьно-спортивные клубы. До 90 процентов школьников занимаются в этих объединениях, и мы очень надеемся, что родители услышат наш призыв и присоединятся к детям. Базы школьно-спортивных клубов созданы во всех школах и готовы принять новых посетителей. С 1 января 2025 года мы принимаем на баланс физкультурный комплекс с бассейном «Гелиос» в селе Павловка и надеемся, что с третьей четверти для детей будут организованы занятия по плаванию. Мы видим, какая сложная статистика по погибшим на воде и понимаем, что научить детей плавать очень важно.
– Что нового ожидает школьников района в будущем учебном году?
– Мы готовы к реализации предмета «Труд (технология)», который вернётся в школы 1 сентября. Он будет проходить в совершенно новом формате, потому что сегодня недостаточно обучить школьников шить передники и готовить салаты. Концепция предмета объединяет несколько модулей: это и работа с информационными технологиями, и дизайн, и ландшафтный дизайн, различные практики для детей XXI века. Готова материально-техническая база и кадры.
– Будут ли здесь школьники делиться на группы мальчиков и девочек?
– Программа предназначена без гендерного деления. В классах с большой наполняемостью возможно деление на группы, но программу должны освоить и мальчики, и девочки. В ней предусмотрены традиционные занятия по шитью, приготовлению и технологии питания, работе с инструментами. Интересный факт: сейчас девочки с удовольствием работают лобзиком, а мальчики готовят.
– Будет ли в этом учебном году продолжена работа с семьями?
– Да, это одно из приоритетных направлений и в прошедшем, и в наступающем учебном году. Особое внимание будет уделено родительско-детским отношениям, службе медиации. В последнее время мы видим снижение конфликтов внутри образовательных организаций, но, к сожалению, наблюдается увеличение конфликтов внутри семей. Только специалисты могут помочь семьям наладить межличностные отношения. Многим семьям нужна поддержка. Формы родительского всеобуча, которые действовали пять-семь лет назад, сейчас уже не дают такого эффекта. Изменились родители, стали более молодыми, стало больше многодетных семей, а это особая структура. Здесь нужна отдельная работа с мамами и папами. В этом году мы будем открывать центры по сопровождению таких семей.
Продолжит работу Клуб приёмных семей. Он действует уже третий год. Мы собираем такие семьи, проводим соревнования, у нас даже есть победители областных соревнований, привлекаем к участию в крупных мероприятиях, посвящённых государственным праздникам, православным, мусульманским. Это тоже особая категория семей, нуждающаяся в поддержке. И мы уже видим результаты нашего труда: семьи готовы к диалогу, взаимообмену, родители живо откликаются на инициативы и с удовольствием делятся своим опытом с другими. А главное – значительно снизилось количество отказов в приёмных семьях.
Отдельное направление – работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В этом году мы организовывали летнюю смену в школе «Ясень» села имени 9 Января, которая построена с учётом требований доступности для таких детей и является базовой для проведения мероприятий для ребят с ОВЗ. Разработана специальная программа, благодаря которой одновременно занимаются и ребёнок, и родитель. В лагере дневного пребывания дети взаимодействуют со сверстниками, а мамы могут поговорить с тьюторами по поводу психологической разгрузки, получить консультации по социальной адаптации, выплатам. Нас очень радует, что число семей, принимающих участие в наших программах, год от года растёт. Родители не боятся приходить в школу, приводить детей. Большинство ребят с ОВЗ находятся на домашнем обучении и общаются со сверстниками довольно редко. Даже не знаю, на кого лучше влияет общение: на детей особенных или на детей здоровых – они вдруг начинают понимать, что есть ребята, у которых большие проблемы в жизни, чем отсутствие дорогого телефона. На занятиях мы никак не разделяем детей, простые ребята взаимодействуют с детьми с ОВЗ на равных.
– Как воспринимают такое общение обычные школьники?
– Абсолютно спокойно. Мы радуемся за них, потому что обычные школьники в этом взаимодействии раскрываются совершенно по-новому. Ведь у каждого в душе есть порыв делать что-то хорошее, помогать ближним. Интересно наблюдать, как ребёнок раскрывается в доброте своей, в заботе, будучи в обычной жизни таким «ёжиком». Как правило, дети со сложным характером откликаются на беду легче всего. И, конечно, отрадно видеть, как ребёнок с ОВЗ, у которого очень много сложностей в жизни, улыбается и вместе с ним улыбается его мама. Это непередаваемое ощущение для тех, кто работает с семьями.
– Как будет организована профориентационная работа со школьниками?
– Мы продолжим развивать это очень большое направление. У нас есть своя наработанная система и партнёры. Среди них все ведущие вузы региона: Оренбургский государственный университет, аграрный, педагогический, медицинский университеты, а также аграрный колледж, центр занятости, министерство труда Оренбургской области. Ребята продолжат знакомиться с различными профессиями, как востребованными, так и вновь развивающимися: в строительной отрасли, биоинженерии, предпринимательстве. В рамках проектов «Профминимум», «Билет в будущее», «ПроеКТОрия» обучающимся помогают сделать выбор будущей профессии. Очень качественно в наших школах проходят уроки предпринимательства. Спасибо большое нашим коллегам, прежде всего Марине Викторовне Витовой – заместителю главы администрации Оренбургского района по финансово-экономическим вопросам, она помогает нам найти интересных людей, которые своим примером показывают ребятам, что предпринимательство сегодня – увлекательная и очень востребованная сфера деятельности.
– Будут ли проходить в школах уроки информационной безопасности?
– Да, уроки финансовой грамотности и информационной безопасности – серьёзный блок, которым мы системно занимаемся. И это касается не только детей и родителей. Мы доходим до бабушек и дедушек – самой уязвимой части общества. Просим ребят всё, что они узнают о мошенничестве и способах борьбы с ним, передавать своим родным, предостерегая о рисках.
– Как будет развиваться социальное проектирование в школах района?
– На сегодня социальное проектирование – основополагающая деятельность, которая даёт возможность школьникам реализовать свои идеи и улучшить среду, в которой они находятся. Именно об этом мы будем говорить на предстоящем августовском совещании.
Школьники Оренбургского района активно участвуют в конкурсах, представляют множество разработок. Ребята выигрывают серьёзные финансовые средства и решают проблемы внутри своих учебных заведений. Социальное проектирование реализуется благодаря участию во всероссийских конкурсах «Я – гражданин России», «Моя страна – моя Россия», «Православная инициатива» и других. Кроме того, третий год работает муниципальный проект «Школьный бюджет». Успешно реализованные проекты позволили, например, в Приуральской школе общими силами ребят, педагогов и родителей сделать гардероб, в Нежинском лицее – оборудовать читальный зал. В каждой школе Оренбургского района – своя изюминка. Мы с гордостью говорим о том, что наши ребята с энтузиазмом принимают участие во множестве проектов и готовы к новым инициативам.
Беседовала Марина ПРЯЛУХИНА
Фото Алексея АРСЕНЬЕВА





