Я ТАК ДУМАЮ. Неуступчивые

Они неуступчивые, когда им по восемнадцать-двадцать. Это видно по взгляду, по жестам, по мимике. Особенно хорошо заметно, когда в автобусе они не уступают место. Автобус маленький, а их, молодых, много. Только устроятся удобно, сунут в уши наушники, опутаются проводами, будто подключатся к общей матрице бытия, а тут совсем некстати эта бабушка или дед.

Те, кто постарше, начинают сверлить их взглядами, ждать: встанут или не встанут? Это вопросы воспитания, скажете вы и будете правы. Не воспитали папа с мамой, так не заниматься же этим старикам, да ещё в автобусе! Тем более что в ответ на справедливое замечание в их взгляде можно получить нечто вроде проклятья за то, что лишили комфорта.

Но у них проблемы не только с воспитанием и даже порой не столько.

Просто это тот самый сложный возраст. Нет, есть, конечно, отдельные отморозки, которым что-либо объяснить невозможно, но речь не о них. Просто им не хочется подчиняться общим выработанным годами правилам даже в мелочах. И неважно, откуда этот юноша или девушка – из села или из города.

И потом – почему я? Занятое ими место – это их место под солнцем, Пусть уступит кто-нибудь другой. А вдруг я буду выглядеть слабаком?

Мораль формируется в человеке далеко не сразу, и отделять зёрна от плевел они будут учиться всю жизнь. Ну да, при социализме мы уступали всегда, но тогда многими нормами жизни руководил обычный страх, доставшийся нам в наследство вместе с Моральным кодексом строителя коммунизма. Попробуй-ка не уступи: школа, комсомол… стыдно. Сейчас, слава богу, такого страха нет, да и комсомол оказался не таким уж принципиальным.

А значит, воспитывать надо раньше, надеясь в этих вопросах на собственный жизненный опыт, который в этом возрасте, с их точки зрения, если честно, никуда не годится. Но они это однажды обязательно поймут – когда сами станут сильнее в мыслях и поступках. Поймут, наверное, не сразу, придётся подождать, по-философски запасаясь терпением. Поэтому я с благодарностью смотрю на тех пожилых людей (каким скоро, надеюсь, стану и я сам), которые ничего не требуют в автобусе, а терпеливо ждут, пока найдётся тот, кто уже вырос, и, вынув наушник, встанет, уступив место. Да и, в конце концов, если такого в салоне вдруг не окажется, мы же ещё не состарились, и наш комсомол следит за нами. Пусть теперь изнутри, а не снаружи.

Владислав ЗУБЧЕНКО

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *