Накануне Дня защитника Отечества корреспондент «СВ» побеседовал с военным комиссаром Оренбургского района Дмитрием Вербицким об итогах осеннего призыва, задачах на весенний призыв и о том, почему сейчас немодно уклоняться от службы в армии.
– Дмитрий Геннадьевич, давайте начнём с осеннего призыва, который закончился полтора месяца назад. В сентябре прошлого года на совещании в районной администрации вы говорили, что в войска планировалось призвать 125 жителей района. Эта норма выполнена?
– Да. Военный комиссариат направил для комплектования Вооруженных сил Российской Федерации 130 призывников. 11 человек из числа призывников пошли служить по контракту на два года, минуя призыв. Сейчас есть такая возможность, и достаточно много ребят ею пользуются.
– Сколько было уклонистов в прошлый призыв?
– Традиционно у нас бывает три-четыре уклониста. Но сейчас их количество резко выросло. Не могу понять, почему. Но склоняюсь к тому, что сейчас слишком много «правозащитных» организаций, которые оказывают непонятно какие услуги. Я с этим вопросом и в прокуратуру обращался, потому что считаю, что их деятельность не совсем законна.
– Вы имеете в виду такие организации, как «Призыва.нет»?
– В том числе. Едет такси, сзади написано: «”Призыва.нет”. Предъявителю этой фотографии скидка две тысячи рублей». И вот такие организации нам не помогают! Призывники стали жаловаться в суды на неправомочность наших решений. Все суды они проиграли, все жалобы остались без удовлетворения. Это не значит, что суд всегда встаёт на нашу сторону – просто у нас работают достаточно компетентные специалисты, которые не выносят необоснованных и незаконных решений. Но деятельность этих организаций никак не повлияла на комплектование, на сознательность тех, кто целенаправленно идёт служить и понимает, что это нужно. А таких ребят большинство.
– Вы уже начали готовиться к весеннему призыву?
– Да. Сейчас у нас идёт первоначальная постановка на воинский учёт. Но ковид вносит свои коррективы.
– Например?
– Если у нас раньше стопроцентная явка была при первоначальной постановке на воинский учёт (в 17 лет) и прохождении медкомиссии, то сейчас, к сожалению, порядка 20 человек болеет. Им сроки этого мероприятия перенесены. Да, ковид ковидом, но ни одного больного человека за время пандемии мы в войска не отправили. Здесь, на уровне военкомата, достаточно серьёзный барьер, здесь мы с признаками болезни – с температурой, насморком, кашлем – не пропускаем. И на областном сборном пункте хороший санитарный контроль.
– Давайте ещё раз вернёмся к сентябрьскому совещанию. По вашим словам, главы некоторых сельсоветов спустя рукава относятся к призыву…
– Да. Могу сказать конкретно, какие это были сельсоветы: Зубаревский и Архангеловский. В Архангеловке, например, всего один призывник, который, видимо, на вес золота. Взаимопонимания с этим сельсоветом пока не находим. Зубаревский сельсовет сейчас поправился – наверное, после того, как глава района скорректировал работу руководителя этого сельсовета. Там процесс пошёл. Есть сельсоветы, в которых очень ответственно относятся к призыву: Горный, Караванный, Пригородный, Нежинский. У них все документы отработаны. Видимо, такое серьёзное отношение связано с тем, что в этих сельсоветах проживает больше людей, и призывников, соответственно, тоже больше – порядка 50–60 человек. А в целом главы территорий понимают, что эта задача в области обороны может стать важнейшей не только для всего государства, но и для каждого сельсовета. Как было в годы Великой Отечественной. Так что надо серьёзно к ней относиться.
– Впереди – 23 февраля, День защитника Отечества. Если не секрет, как будете праздновать?
– Мы в этом день поздравляем ветеранов. 15 февраля будем чествовать воинов-«афганцев», это обязательное ежегодное мероприятие, которое мы проводим вместе с главой района. Три наших земляка, три жителя Оренбургского района отдали жизни в Афганистане. На территории района сейчас проживает 168 человек, которые прошли эту войну. Участвуем в возложении цветов к памятнику воинам-интернационалистам в Степном посёлке Оренбурга. 23 февраля поздравляем своих ветеранов, возлагаем цветы к Вечному огню на проспекте Победы.
– Что вы можете пожелать призывникам накануне этого праздника?
– Могу пожелать одно… Сейчас, скажем так, немодно «косить» от армии и в перспективе любой руководитель спрашивает: «А почему ты не служил?» Если раньше коммерческие организации на это смотрели сквозь пальцы, то сейчас служба в армии приветствуется. Нам присылают запросы, и мы отвечаем, почему человек не служил. А не служат по двум причинам: либо призывник привлекался к уголовной ответственности, либо он болен. Призывникам надо соблюдать закон – если ты не годен, то получишь законную отсрочку или освобождение от призыва. Если годен – то будь добр выполнить свой долг перед Родиной. Сейчас армия – это один из лучших институтов в государстве. Российский солдат всегда был на высоте и сейчас, поверьте мне, не подведёт. Я в этом кресле не сразу очутился, и мне есть, с чем сравнить то, что было раньше, и то, что теперь. Сейчас практически все офицеры обеспечены квартирами, есть возможности для нормального карьерного роста. Кто хочет связать свою жизнь с армией – ради бога. Мы сейчас готовим личные дела призывников для поступления в высшие и средние военные учебные заведения, их более сорока по всем направлениям: командные, технические, медицинские, связь… У нас традиционно в этом направлении работа поставлена хорошо, 30–35 выпускников школ ежегодно подают заявление в военные учебные заведения. Мы эту задачу выполняем. Есть среди них и девушки. Две-три обязательно поступают.
Беседовал Леонид МАСЛОВ
Фото Ольги БАТРАКОВОЙ





