22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Началась она в четыре часа утра с бомбардировки немецкой авиацией города Киева. До нашей Великой Победы оставалось 1 418 дней и ночей, но тогда об этом никто не знал. Мужчины отправились в военкоматы, а Оренбуржье, как и вся Советская страна, начало перестраиваться с мирной на военную жизнь.


Победу нужно было ковать не только на фронте, но и в тылу. Поставить экономику на военные рельсы в невиданно короткие сроки, пожалуй, было под силу только такой стране, как СССР. А если учесть, что многие крупные предприятия находились в европейской части Советского Союза – в Москве, Ленинграде, на Украине, то вначале нужно было их эвакуировать и снова запустить уже на Урале и в Сибири. Впрочем, к лету 1941 года в нашей стране не существовало разработанных планов эвакуации предприятий и населения‚ чтобы воспользоваться ими в условиях военного времени. Ведь советская военная доктрина предполагала быстрый разгром врага на его же территории, так что подобной надобности, по мнению руководства, не было.
Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР был создан только 24 июня, на третий день войны. Вывезти нужно было без малого полторы тысячи крупных заводов и фабрик вместе со всем оборудованием и комплектующими. Это была невероятно сложная работа. Оборудование демонтировали и грузили в вагоны круглые сутки‚ нередко под обстрелом или бомбежками, а то, что невозможно было эвакуировать, минировали и взрывали.


Всё для фронта, всё для победы!
Оренбуржье – а тогда Чкаловская область – как и другие области Урала, было весьма подходящим местом для развёртывания здесь военной промышленности. Именно военной, поскольку всё, от тяжёлого машиностроения до лёгкой промышленности, работало для фронта. Из 1 360 эвакуированных предприятий свыше 60 были направлены в Чкаловскую область. Из Тулы прибыл оружейный завод, из Одессы – завод «Автозапчасть» (ныне ООО “Оренбургский радиатор”), из Москвы и Ржева – шелкоткацкие комбинаты. К осени 1941 года в областной центр поступило оборудование Великолукского, Воронежского и Ворошиловградского паровозоремонтных заводов, часть их была переведена на производство танков, боеприпасов, снарядов для «катюш».
Самым крупным авиационным предприятием Южного Урала в годы войны стал эвакуированный в Чкалов из Ленинграда завод № 47 (ныне ПО «Стрела»). С 25 октября 1941 года механический цех уже начал производить первую продукцию для фронта. Ценой невероятных усилий и самоотверженности людей многие производства удалось запустить раньше намеченных сроков, поскольку фронту очень нужны были снаряды, бомбы, гранаты и патроны. За годы войны заводом было поставлено фронту 1 595 самолётов. На предприятиях выпускались авиационные пулемёты ШКАС, детали замков и магазинов для легендарных пистолетов-пулемётов Шпагина (ППШ) и стволы для винтовок Мосина – «трёхлинеек». Выпускалось и огромное количество разнообразных боеприпасов: патроны разных калибров, бронебойные и фугасные снаряды и гильзы для них, реактивные снаряды. К этому нужно добавить огромное количество обуви, одежды, бытовых вещей – всё это в Чкаловской области с 1941 года производилось днём и ночью. Порой не выдерживала техника, но люди оставались у станков.
Кто, если не мы?
Сельское хозяйство области, от которого в том числе напрямую зависело обеспечение фронта продовольствием, заработало как часы не сразу. Уже к 30 июня 1941 года из Оренбуржья в армию было мобилизовано 1 677 трактористов и 462 комбайнера, и процесс мобилизации на фронт продолжался. Вся тяжесть работы легла на плечи женщин и подростков, работавших буквально сутками. Не хватало рабочих руках, горючего и запчастей. По состоянию на 20 ноября уборка в области не была закончена, а поставка зерна была выполнена лишь на 60–65 процентов от плановых показателей. Землю приходилось пахать на быках и коровах.
В таких условиях нужно было резко увеличить посевные площади и повысить урожай зерновых культур. И тогда страну облетел призыв: «Женщины — на трактор!». Он объединил девушек и женщин всех возрастов, проводивших своих мужчин на битву с фашистами. Они в ускоренном порядке осваивали на курсах трудные мужские профессии, ставшие в годы войны женскими. Первые выпускницы курсов приняли участие в уборке урожая 1941 года. Женщины работали трактористами и комбайнерами. А вот в посевной кампании 1942 года в Чкаловской области участвовали уже шесть тысяч девушек-трактористок. И хотя планы ставились невероятно высокие, женщины понимали, что от их труда зависит победа. Сельскохозяйственное производство должно было работать так, будто и не уходили на фронт мужчины, – женщины за рычагами тракторов и штурвалами комбайнов старались не только выполнять, но и перевыполнять планы по заготовкам зерна, мяса и молока.
Полосы нашей районной газеты тех лет «Знамя социализма» отражали надежды и чаяния чкаловцев на скорую победу над врагом, а в каждом материале о работе того или иного колхоза подчёркивалась нерушимая связь тыла с фронтом.
«С исключительным единодушием встретили рабочие Нижне-Павловской МТС приказ Наркома обороны товарища Сталина. На собрании стахановцы брали на себя новые обязательства, они обещали работать по-фронтовому, так, как того требует военная обстановка. Токари МТС обещали к 15 апреля отремонтировать все комбайны». (Газета «Знамя социализма» от 16 февраля 1942 года).
С первых дней войны руководство страны стремилось сделать так, чтобы Красная армия не нуждалась буквально ни в чём, и это получилось. Всего колхозы и совхозы Чкаловской области за годы войны сдали государству 124 миллиона пудов хлеба, свыше шести миллионов пудов мяса, 12,5 миллиона пудов молока, 337 тысяч пудов шерсти. Нетрудно посчитать, что на каждого из оставшихся жителей области, включая почти 250 тысяч беженцев из оккупированных территорий, пришлось по 82,6 сданных пуда хлеба, по четыре пуда мяса и по 8,3 пуда молока.


Обеспечить наших бойцов всем необходимым
Почти сразу после начала войны по всему СССР начался сбор тёплых вещей для бойцов Красной армии. Труженики Чкаловской области отдавали для фронта овчинные и меховые жилеты, фуфайки, кожаную обувь, бельё, одеяла, шинели. Самым активным образом участвовали в этом и жители нашего района.
«Многое сделали колхозы Нижне-Павловского Совета, чтобы тепло одеть и обуть бойцов славной Красной армии. Только за последние полтора месяца колхозники сдали пять тёплых фуфаек, 56 пар носков, более 30 пар валенок. В колхозе имени МОПР вообще нет ни одной семьи, которая бы не приняла участие в сборе тёплых вещей и обуви для бойцов». (Газета «Знамя социализма» от 14 декабря 1942 года).
По состоянию на 31 октября 1941 года из Чкаловской области на фронт поступило 12 867 пар валенок, более трёх тысяч полушубков, свыше 36,5 тысячи пар варежек и перчаток. Что-то жители закупали, что-то шили сами, и эта поддержка очень помогла работавшей на пределе возможностей лёгкой промышленности страны.
Броня крепка и танки наши быстры!
Собирали колхозники области и деньги на строительство танков для армии.
«Школьники одной из школ активно участвуют в сборе средств на строительство танков. Ученик 2-го класса Попов Гена внёс 15 рублей, Панков Витя – 12 рублей, Шатунова Оля – 10 рублей». (Газета «Знамя социализма» от 10 октября 1942 года).
Из этих собранных по крупицам средств и вырастали просто огромные по тем временам суммы! В январе 1943 года все новогодние номера газет Чкаловской области вышли с приветствием И.В. Сталина трудящимся области, которые внесли на строительство танковой колонны имени В.П. Чкалова 70 миллионов рублей. В ответной телеграмме чкаловцев Верховному главнокомандующему СССР от 26 февраля 1943 года сообщалось, что ими собрано ещё 30 миллионов рублей. Сбор средств не прекратился и после этого, и по состоянию на апрель того же года жители области внесли на танковую колонну имени Чкалова 12 миллионов рублей. За сбор средств на общую сумму более 100 миллионов рублей Председатель Госкомитета обороны страны выразил трудящимся Чкаловской области благодарность.
Это лишь самые общие цифры и показатели трудовых подвигов жителей нашего региона, за которыми стоит героическая работа сотен тысяч чкаловцев в годы Великой Отечественной войны. Каждый трудился на своём месте, отдавая себя целиком и полностью делу победы. Да, без помощи наших западных союзников пришлось бы намного сложнее, но в условиях военного времени СССР сумел восстановить и нарастить объёмы промышленного и сельскохозяйственного производства невиданными для мировой экономики темпами. И победил!
Подготовил Владислав ЗУБЧЕНКО
по материалам Объединённого государственного архива Оренбургской области
Фото из газеты «Знамя социализма», 1942 год





