Как казаки животину спасали

Паводок наделал много бед. От разрушений и потерь люди ещё оправятся нескоро, но в эти страшные дни было не только это. Паводок ещё и показал нам, какого мы на самом деле рода – настоящие, готовые прийти на помощь ближнему, а то абсолютно незнакомому человеку. Рискующие собственными жизнями, чтобы спасти не только человека, но братьев наших меньших. Таких историй уже рассказано великое множество и, я уверен, мы узнаем их ещё больше.

Атаман Нежинского станичного казачьего общества Василий Васильченко самого настоящего казацкого рода. Его дед и прадед были казаками, и мама, по воспоминаниям Василия Алексеевича, воспитала всех своих пятерых детей в казачьих традициях: приучила к послушанию, правде и к нелёгкому крестьянскому труду с малых лет.

-Правда, то что мы казаки, тогда, в советское время, мы не знали, – рассказывает атаман Васильченко. – Казачество, как класс, было под официальным запретом, но в наших семьях веру и заветы своих дедов сберегли до поры, до времени.

В Нежинке семья Васильченко осела не сразу. Его отец Алексей Григорьевич работал в геологоразведочной партии, где и познакомился со своей будущей женой Валентиной, которая, как и положено верной казачке, следовала за мужем по всей области, пока геологи не начали работу как раз в этих местах. Василий окончил Нежинскую школу, выучился на автокрановщика в ГПТУ, а сразу после службы в армии пришёл работать в местное опытно-производственное хозяйство (ОПХ) им. Куйбышева. Женился на прекрасной девушке Ирине, которая ждала его два года, да так и проработал здесь 20 лет до самого распада ОПХ. А потом занялся строительством жилых домов в селе.

-В казачество меня наш атаман Борис Чернов звал меня ещё в конце 80-х годов, но времени на эти общественные дела у меня тогда совсем не было, – вспоминает Василий Алексеевич. – Эту землю мне дали в начале 90-х, тогда она не особо кому и нужна была. Это теперь все стали в лесу строиться. Собирать казаков в своё общество мы начали только в середине 10-х годов. Наша с Ириной дочь Олеся написала в школе реферат по нашей казачьей родословной, тогда этой работой заинтересовались. Вот так и началось.      

В Нежинке у казаков уже несколько лет как есть свой стан и большое подсобное хозяйство: коровы, лошади, свиньи, бараны, овцы, козы, куры. Сюда в ночь на 3 апреля и пришла большая беда…

-Я как раз приехал с похорон, а вода уже пошла, наша техника и скотина на стане оказалась отрезанной, лошади стояли в воде, – мысленно возвращается в тот день Василий Васильченко. – Самым тяжёлым оказалось выгнать лошадей с левады. А когда, наконец, их перевели на остров, они сразу помчались и пропали из виду. Первой, в аккурат на Пасху, домой вернулась наша старушка Бамуся, а потом и всех остальных уже нашли.      

Нужно было спасать животных, и на помощь пришли братья- казаки, причём не только из Нежинки. Семья Кужманов вместе с главой К(Ф)Х Виталием Кужманом прибыла из хутора Чулошникова чуть ли не в полном составе. Что такое настоящий животный страх перед водной стихией, люди здесь увидели и узнали хорошо. На оставшийся крохотный островок навозной кучи, как на Ноев ковчег, стихия согнала вместе коров, свиней, кур. Прежде выяснявшие то и дело между собой отношения животные в полном ладу друг с другом ждали помощи.

Сложности начались сразу. Коровы наотрез отказывались пройти вброд несколько десятков метров, оставаясь отрезанными от спасительного ближайшего большого участка суши, и казаки пошли на хитрость.

-Наши коровы как раз отелились, и мы забрали у них телят, отвезли на эту сушу и стали ждать, – рассказывает атаман. – Сутки кричали и те, и другие, пока, наконец, материнские чувства коров не возобладали на всеми другими инстинктами, и мамы всё-таки перешли через воду к детям.

Но нужно было как-то везти животных дальше, «на большую землю». Одно дело, погрузить в прицепленный к катеру баркас барана или овцу и совсем другое – целую корову. Но фермер Виталий Кужман, к счастью, по образованию самый настоящий врач. Нашли препараты, рассчитали безопасную дозу и решили… усыплять коров. Нет, не насовсем! На связывание, погрузку и доставку огромного спящего животного у казаков – спасателей было не больше получаса. 

-Идти на катере, откровенно скажу, страшновато было: кругом вода, вплоть до берега ни одного куста не видно, а первые дни у нас даже спасательных жилетов не было, – говорит атаман. – Как-то раз я заглох посреди этого моря, но всё обошлось.

Отправившийся в рейс баркас грозил перевернуться, если корова вдруг начинала просыпаться и раскачивать своим весом утлое судёнышко. А ещё казаков из Чулошникова на перекате выбросило из катера: буксируемый ими баркас зацепился за дерево, и люди, и животные оказались в ледяной воде. К счастью, всё окончилось благополучно, и людей, взобравшихся на деревья, вовремя эвакуировали. Не обошлось, как и полагается, без чуда.

-Когда уже шли на берег с эвакуированными казаками, видим, кто-то плывёт из последних сил, – вспоминает Василий Алексеевич. – Мы были уверены, что все животные с перевернувшейся лодки утонули. Глядь, а это наш телёнок плывёт со связанными ногами! Он метров 500 успел проплыть, прежде чем мы его увидели и спасли! Вот так он за свою жизнь боролся и победил.

Мы сидим с Василием Васильченко и его братом Константином, недавно вернувшимся из зоны СВО, возле конного клуба «Добрый конь – Нежинка» Вокруг лесопосадки, которые Васильченко когда-то сажали и пололи всей своей семьёй. Это сейчас кажется, что здесь царит идиллия, и лошадь Бамуся мирно гуляет рядом с нами. Большая вода побывала, конечно, и здесь. Она сошла, освободив подворье, конюшню, но ещё стоит в низине.

-Спасибо всем, кто помогал. Сейчас сушим, чистим, красим, вода много беды наделала, что-то вообще унесла, – осматривает казачьи владения атаман. – Работы теперь на лето много.

На заборе развешаны болотные костюмы, рядом стоят катер и баркас – техника отработала на совесть, а казаки стали на время паводка настоящими спасателями, не оставившими в беде друг друга. Теперь предстоит разгребать всё, что натворила стихия. Но на то он и русский человек, чтобы не опускать руки, а, засучив рукава, снова взяться за своё нелёгкое, но такое нужное дело.

Владислав ЗУБЧЕНКО

Фото автора и из личного архива В. Васильченко   

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится: