Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного!
Праздник жертвоприношения (Ид аль-Адха) стал обязательным во втором году Хиджры (переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину в 622 году).
У мединцев в то время были свои праздничные дни. Пророк (мир ему) сказал: «Взамен этих дней Аллах вам дал два лучших дня: Ид аль-Фитр (праздник разговения) и Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения)» (Абу Дауд).
В Коране сказано: «Совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву» (108:2). Слово «курбан» означает «приблизиться», «быть ближе». Это означает приношение в жертву животного в определённое время, с намерением поклонения, чтобы сердцем приблизиться к милости Аллаха.
Курбан в исламе является одним из видов поклонения, совершаемых имуществом, который является ваджибом (необходимый). Это выражение благодарности Аллаху за ниспосланные Им блага и искупление за свои грехи. Это выражение человечности и щедрости.
Хадис: «Курбан – это сунна нашего отца Ибрагима (мир ему)» (Абу Дауд).
Как-то, находясь в Мекке, пророк Ибрагим (мир ему) во сне услышал голос: «О Ибрагим (мир ему), Аллах повелел тебе принести в жертву сына твоего Исмагила». В третий раз увидев сон, Ибрагим (мир ему) понял, что это от Аллаха. Аллах желал проверить, достоин ли тот этой дружбы (стать другом Аллаха). Всевышний повелел Ибрагиму (мир ему) пожертвовать самым дорогим и ценным, что у него было: сыном.
Когда Ибрагим (мир ему) и Исмагиль (мир ему) были готовы к жертвоприношению, тогда они подтвердили, что готовы жертвовать самым ценным: Ибрагим (мир ему) – своим сыном, а Исмагиль (мир ему) – своей жизнью. Они без тени сомнения сохранили преданность Аллаху. Всевышний испытав Ибрагима (мир ему) на крепость веры, велел ему «вместо сына принести в жертву барана».
Мы не должны забывать, что Аллах Всевышний не нуждается ни в мясе, ни в крови курбана. Господа достигнет только намерение, искренность и богобоязненность Его раба. Обряд жертвоприношения регулирует социальные отношения в обществе. Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «Тот, кто сыт, а его сосед голоден, не из нас (то есть обладает слабой верой)» (Хайсами).
Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними. В праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и к остальным людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит атмосфера гостеприимства и щедрости.
В Коране сказано: «Ни мясо, ни кровь их не доходит до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность» (22:37).
Чтобы курбан стал обязательным, необходимо:
- Быть мусульманином.
- Быть разумным.
- Быть совершеннолетним.
- Быть свободным.
- Не находиться в путешествии.
- Обладать имуществом в размере нисаба – имуществом, эквивалентным 80 граммам золота.
Время приношения жертвы – в первые три дня Курбан-байрама, но лучше это делать в первый день. После намаза аль-магриб (закат солнца) третьего дня праздника резать курбан нельзя.
Животное должно быть здоровым и без дефектов.
Пророк (мир ему) сказал: «Четыре вида животных не разрешены для жертвоприношения: одноглазое, больное, хромое и животное, у которого отсутствует мозг» (Тирмизи).
Виды животных: верблюд, корова, буйвол и овца. Возраст животных: верблюд – пять лет, корова и буйвол – два года, коза – один год, овца – один год. Однако если полугодовалая овца по размеру похожа на годовалую, то также считается разрешённой.
Приносится в жертву животное от количества верующих:
– верблюд – от одного до семи человек;
– корова и буйвол – от одного до семи человек;
– овца и коза – от одного человека.
У семерых людей намерение должно быть только одно: курбан (жертвоприношение) ради Аллаха, и взвешивать каждую долю надо одинаково.
Тот, кто умеет и имеет возможность, совершает жертвоприношение своими руками. Тот, кто не умеет или не имеет возможности, может поручить другому совершить жертвоприношение. При заклании животное категорически нельзя мучить. Порицаемо тащить животное волоком на место закалывания за ноги, начинать точить нож после того, как животное уже связано, а также резать одно животное на виду у другого. Отношение ко всем созданиям Аллаха должно быть милосердным.
Перед закланием необходимо сформулировать намерение: «О Всевышний Аллах, ради получения Твоего благословения приношу жертву».
Животное надо уложить на левый бок головой в направлении Кыблы (юг), сказать намерение и со словами «Бисмиллях. Аллаху Акбар» совершить жертвоприношение.
Мясо жертвенного животного можно раздать или оставить себе. Лучше разделить на три части: одну раздать беднякам и неимущим, другой угостить родственников и друзей, а третью оставить себе.
Всевышний Аллах повелевает в Коране: «Держитесь все за вервь Аллаха и не распадайтесь (на враждующие группировки) …» (3:103).
Праздничные дни – дни единения мусульман, укрепление связи и взаимопомощи. В эти дни мы должны навещать родителей и получить их благословение. В праздничное утро верующие заполняют мечети, совершают праздничную молитву и вместе просят у Всевышнего милости и прощения. Следует посетить больных и пожелать им выздоровления. Навестить друзей и пожелать им добра. Протянуть руку помощи бедным и нуждающимся, дать и им возможность почувствовать радость праздника. Попросить прощения у того, кого обидел, простить того, кто обидел тебя. Почитать молитву за души тех, кто ушёл в мир иной. Как всегда, мы должны обращаться с окружающими нас людьми наилучшим образом, как повелевает нам ислам, и воздержаться от вредных и недостойных поступков.
Прошу Аллаха о том, чтобы этот священный праздник принёс счастье жизни земной и жизни вечной нам и всем верующим! Аминь.
Сагнай хазрат БУРУМБАЕВ,
имам-хатыб мечети
посёлка Экспериментального
Иллюстрация: islam-rostov.ru