5 октября в МВД России отметили День сотрудников уголовного розыска. О работе этого подразделения мы обычно узнаём, лишь когда она закончена, и очередной преступник отправляется за решётку. Оперуполномоченный уголовного розыска пункта полиции № 6 отдела полиции № 6 Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское» капитан полиции Дмитрий Поздняков на службе восьмой год, и его опыт в этой непростой службе сегодня очень востребован.


То, что он будет служить в органах внутренних дел, Дмитрий знал ещё в школе. Он не мечтал об этом так, как мечтали о чём-то его сверстники, а просто поставил себе цель в жизни и упорно шёл к ней год за годом. В его роду милиционеров не было, но он почему-то очень хорошо представлял себе, что ему придётся делать, и занимался в своём учебном заведении в юношеских военно-патриотических школах (ЮВПШ) «Десант» и «Спецназ», готовя себя к нелёгкой службе сотрудника внутренних дел.
После окончания девяти классов и государственного экономического колледжа, где Дмитрий выучился на юриста, он сначала устроился в родную ЮВПШ инструктором, чтобы учить курсантов уже полученным к тому времени навыкам, а потом ушёл отдавать воинский долг Родине.
– После армии уже на третий день я пришёл в отдел кадров Межмуниципального управления МВД России «Оренбургское», – рассказывает Дмитрий Поздняков. – Поначалу и не знал, что со средним юридическим образованием смогу занять офицерскую должность. Но меня приняли.
Сразу после стажировки молодого оперуполномоченного уголовного розыска отправили, как ему сказали временно, служить в посёлок Первомайский Оренбургского района. Но, как говорится в поговорке, нет ничего более постоянного, чем временное. В Первомайском Дмитрий Поздняков встретил свою будущую жену Анастасию, которая тоже служила в полиции, да так и остался жить и служить в посёлке. О своей работе сотрудника УГРО капитан полиции Поздняков рассказывает так, что сразу понимаешь: не то чтобы человек нашёл своё дело в жизни, это дело, к которому он стремился с детства, нашло его, чтобы он посвятил службе в полиции всего себя без остатка.
– Я сразу знал и скажу об этом всем: за материальной выгодой сюда идти не стоит, – говорит Дмитрий Александрович. – Здесь получаешь удовлетворение от работы совсем в другом. Сегодня я уже не представляю себя без этой службы.
По словам Дмитрия Позднякова, особенности работы сотрудника уголовного розыска в сельской местности – это выявление совершённых преступлений. Именно выявление.
– Вот вы, к примеру, ещё не знаете, что у вас украли мобильный телефон, а я уже знаю. И даже знаю, кто это сделал, – улыбается капитан Поздняков. – Как? В этом и состоит особенность оперативной работы.
Зона обслуживания оперуполномоченного Позднякова включает территорию от границ города Оренбурга до границ Соль-Илецкого района. Кражи, мошенничества – вот обычные виды преступлений для нашей сельской местности. В последние годы на территории капитана Позднякова участились случаи закладок распространителями наркотиков. Опытному глазу опера сразу видно, кто идёт по улице рядом с тобой, и что у него может лежать в кармане. Сотрудник отмечает для себя то, что обычному человеку видеть и не нужно. Так что при задержании полицейские ошибаются очень редко.
– Преступники абсолютно разные по своему социальному статусу и возрасту, – рассказывает Дмитрий Поздняков. – Некоторые уже с 15–16 лет употребляют синтетические наркотики. Знаете, как на них подсаживают? Просто дают в качестве бонуса к растительному наркотику на пробу. После синтетики, стоит лишь попробовать, наркоман будет уже употреблять только её.
Ещё один бич среди молодёжи – это запрещённое в России движение АУЕ (арестантский уклад един). Оказавшись в полиции, молодые, накачанные блатной романтикой люди объясняют, что просто мечтают вести такой образ жизни. Так объяснил капитану Дмитрию Позднякову свой поступок и один из его бывших курсантов ЮВПШ, которого он задержал за совершённое преступление. В местных школах Дмитрий Александрович часто бывает с профилактическими беседами, объясняя детям, что хорошо, а что плохо. А заодно и преподавателям напоминает, что нужно внимательно отслеживать, чем интересуются их учащиеся, чтобы вовремя бить тревогу.
По словам оперуполномоченного Позднякова, полицейским приходится видеть изнанку обычной жизни, ставить себя на место преступника – без этого ты его не поймёшь, а значит, не раскроешь преступление. Нужно как можно быстрее понять, что за личность перед тобой, и как с ней вести беседу.
– 90 процентов преступлений вполне объяснимы и отвечают на вопросы «зачем» и «почему», – считает Дмитрий Поздняков. – Знаете, высший пилотаж в моей работе – это когда ты раскрываешь преступление, и человек идёт в тюрьму с благодарностью тебе. Бывают случаи, когда преступника даже жальче, чем потерпевшего.
И всё же искреннее раскаяние преступника за годы службы Дмитрий Поздняков встречал редко. Всё рассказать и признаться – это ещё не означает раскаяться, а процент рецидива остаётся очень высоким. Впрочем, в его практике был случай, когда совершивший целых пять хищений в посёлке Экспериментальном «джентльмен удачи» после срока одумался и в итоге «завязал», устроившись на работу.
Спустя семь с половиной лет службы в УГРО капитан полиции Поздняков по-прежнему с радостью идёт на работу. Приходящим в органы молодым сотрудникам бывает сложно предположить, что, уйдя из дома утром в понедельник, ты можешь вернуться только в пятницу вечером. Как вспоминает Дмитрий Поздняков, в свой первый отпуск он раскрыл четыре преступления.
– Конечно, семью, как свой крепкий тыл, всегда надо отделять от службы, – говорит Дмитрий Александрович. – Хотя работаем с женой в одной системе, и дома нам всё равно приходится говорить о работе.
Сейчас Дмитрий Поздняков учится в Уфимской высшей школе полиции, и впереди у него много планов. По мнению капитана УГРО, сотрудник МВД обязан стойко придерживаться своих принципов, и этому правилу он следует всю жизнь. Дал слабину – значит, проиграл. Преступники тоже хорошо об этом знают, и работы у оперуполномоченного ещё очень много. А потому этим утром капитан полиции Дмитрий Поздняков снова отправляется на службу, которая «на первый взгляд, как будто не видна».
Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото из личного архива Дмитрия Позднякова





