Многодетным мамам всегда сложнее найти время на себя. Но тем острее стоит вопрос самореализации. Почему? Потому что они могут и хотят развиваться. В Год семьи корреспондент «СВ» решила поговорить с одной из многодетных мам хутора Степановского Ириной Чирковой. Супруга священника, мама четверых сыновей не так давно начала вести блог, в котором делится своими материнскими успехами и неудачами. Об особенностях воспитания в православной семье и секретах счастливой многодетности – наше интервью.
– Чем отличается кардинальным образом воспитание детей в православной семье?
– Во-первых, поведением родителей. Своим примером они показывают исповедание Христа. Исполнением заповедей, начиная с первой: «Я – Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицем Моим». То есть, если я хожу в храм, верю в Бога, то я не верю в гороскопы, не хожу к гадалкам. Не занимаюсь энергетическими массажами и другими оккультными практиками. Или заповедь «не убий» – значит, ты не должен желать зла своим ближним, не бьёшь детей, муж не бьёт жену. Даже если мы нагрубили друг другу, обязательно попросим прощения. «Не изменяй» – родители должны хранить верность друг другу. Дети пропитываются ценностями родителей, считывают с нас, и в первую очередь надо работать над собой. В тоже время православное воспитание – это не гарантия того, что дети будут такими правильными и хорошими. Ребёнок не рождается чистым листом. Он рождается с набором страстей, который есть в нас. Мы можем помочь ему с этими страстями бороться, обязательно будем молиться за него.
– Насколько часто нужно водить детей в храм?
– В идеале – по воскресным дням и праздникам, но суть не в этом. Мы пришли к православию уже после рождения первенца и в самом начале нашей жизни в вере, как это бывает довольно часто, перегибали палку. В нашей семье в период неофитства было слишком много православия. Со временем мы поняли, что православное воспитание детей заключается в том, чтобы вырастить хороших, добрых людей. Не мучить их молитвенными правилами, не таскать постоянно в храм, не заставлять стоять на службе. Нужно дать детям немного свободы. Раньше я тащила детей, не спрашивая, и в мороз, и в дождь, и на автобусе каждую неделю, и даже чаще. Сейчас я спрашиваю, хотят ли они в храм? Если они хотят, то мы идём, если нет – то нет. Обычно они хотят. Старший, если не хочет, остаётся дома. У детей есть выбор. С их согласия я их туда веду.
Дети смотрят не на то, что мы говорим, а на то, что мы делаем. Если папа причащается и исповедуется раз в год, а сам тащит детей в храм каждую неделю, зачем тогда он это делает? Ты не показываешь им пример, это насилие. Это ханжество. Например, папа курит и говорит своему 16-летнему подростку-сыну: не кури и наказывает его. Но он не имеет права так делать. Сначала он должен сам бросить курить.
– Думала ли ты, что будешь многодетной мамой?
– Да, в молодости я не была верующей, мне нагадали, что у меня будет трое детей. Я ничего не знала ни о церкви, ни о Боге, кроме того, что Он есть, и есть молитва «Отче наш». Думала, что надо ходить в храм два раза в год. Мама водила меня на Вербное воскресенье и перед школой на молебен. Я верила, что у меня будет трое детей и считала, что невозможно воспитать одного ребёнка так, чтобы он не стал эгоистом. Когда мы встречались с мужем, обсуждали, сколько у нас будет детей. И оба хотели минимум двоих. Мальчика и девочку. Сначала у нас родился Макар, потом мы долго не решались на второго ребёнка. Когда пришли к православию, решили довериться Богу, перестали планировать. Все остальные дети появились, как Богом данные.
– Как себя не потерять среди домашних обязанностей, забот о детях?
– 11 лет я нахожусь в декретном отпуске. Всегда боялась потерять себя, но в итоге потеряла, потому что думала: главное – это какое-то грандиозное проявление на работе, в бизнесе, в обществе. Но теперь я пришла к тому, что жить своей жизнью можно в любых обстоятельствах. Проявляться в простых вещах, заваривать свой любимый чай отдельно, а не только такой, какой любит муж, иногда готовить своё любимое острое блюдо, а не только то, что любят дети, включать любимую музыку, а не только песни «Синего трактора», иногда гулять там, где хочешь, а не только на детской площадке, почитать интересную себе книгу. Это такие простые вещи, но у меня был период, когда я просто забывала поесть или предпочитала уборку здоровому сну. Когда много детей – много забот, очень легко забыть про себя, про важные жизненные потребности, я уже не говорю, чтобы к врачу вовремя сходить или полечить вовремя зубы.
Продвинутый уровень заботы о себе – это спорт, встречи с подругами без детей, походы по магазинам, маникюр, массаж, хобби и рукоделие. И уже если есть время и силы, то это работа и бизнес. Но я не знаю, как воспитывать четверых, трое из которых дошкольники, и работать, когда у тебя нет бабушек и нянь на подхвате.
– Ты считаешь, что мама обязательно должна заниматься чем-то, кроме семьи и дома?
– В идеале хорошо, когда маму кто-то поддерживает: муж, свекровь, мама, или няня, чтобы мама могла находить время каждый день на свои дела и раз в неделю выходить куда-то без детей. Это необходимо для того, чтобы у мамы было хорошее самочувствие и силы заниматься семьёй. Часто упрекают мам: отчего они устают? Говорят, как тебе не стыдно жаловаться, зачем тогда рожала?
Но на самом деле мы любим детей и устаём не от них, а от ответственности за них. Потому что очень тяжело, когда ты постоянно отвечаешь за жизнь полностью зависимого от тебя человека. Когда дети маленькие, и их много, они могут упасть, пораниться, это колоссальное напряжение, и очень важно маме кому-то доверить детей, на время расслабиться и ни о чём не думать. Женщина – это домашний менеджер. В голове надо постоянно держать, кого куда отвезти: в музыкальную школу, садик, студию, на спорт, кого куда собрать, в котором часу занятия, кому какую вторую обувь положить. Всё надо продумать, и голова иногда взрывается. Последнее время я составляю расписание на неделю и распечатываю его, чтобы не только я одна держала всё в голове. Одни родительские чаты чего стоят: не прочитал вовремя сообщение, а ребёнку надо было срочно купить контурную карту, а другому тетрадь на 18 листов, а третьему чешки взять вместо кроссовок. Иногда я что-то забываю или опаздываю. Но осознанно беру на себя все эти обязанности, потому что мне не нравится, когда дети болтаются без дела. Хочется, чтобы они были заняты и раскрыли свои таланты. Если у ребёнка остаётся много свободного времени, он залипает в гаджете. Старший сын Макар после школы ходит в музыкальную школу, занимается английским по «Скайпу», актёрским мастерством, спортивным ориентированием, плаванием. Тихон ходит в садик, музыкальную школу, Фёдор – на развивашку и в детский сад. Хочу всем добавить спорт. Младший пока сидит дома, с ним мы читаем книги.
– Сложнее быть мамой одного ребёнка или нескольких?
– Старший сын почти три года был у нас единственным. Мне с ним было очень тяжело. Я была перфекционисткой и не могла решиться на второго ребёнка, считала, что обделю чем-то первого. Но, с другой стороны, старшему уделялось слишком много внимания – он был единственным в семье и первым внуком у наших родителей. При этом он был очень требовательным: не играл сам, с ним нужно было сидеть, занимать его постоянно. У меня уходило очень много сил на воспитание первенца. Когда несколько детей в семье, психологически легче, потому что они друг друга занимают сами, и у мамы остаётся время для себя. Они играют, учат друг друга говорить. Первое слово, которое произнёс мой младший сын – это не «мама» и не «папа», а «Макар» – имя старшего брата. Старшие младшего учат играть. Проблем социализации нет.
– Есть ли ревность у детей друг к другу, и как с этим работать?
– Ревность, конечно, есть. Особенно сильная была у старшего ребёнка. Сейчас есть у среднего сына Фёдора. Ему хочется быть маленьким, как младший, чтобы мама его катала в колясочке, посадила на ручки, кормила с ложечки. А с другой стороны ему нужно, как старшие: ходить в школу, иметь телефон. Средним детям в многодетной семье сложно найти свою нишу. Они и не старшие и не младшие. Иногда ревность детей приводит меня в отчаяние. Когда среднему сыну хочется внимания, он может обзываться, вести себя агрессивно, манипулировать моими чувствами. Примерно год мы работаем над этой проблемой. Недавно я поняла, что ему просто необходимо иногда побыть со мной наедине. Когда приезжала моя мама, получилось оставить других детей с бабушкой и побыть вдвоём с Фёдором, посидеть с ним в парке, поговорить. Он стал совершенно другим. Мы сидели вдвоём, и я спросила: «Ты замечаешь, что мама только твоя?». «Да, мама, ты моя самая любимая», – ответил он. Ребёнок стал послушным, спокойным. Он напитался вниманием.
– Что бы ты хотела сказать многодетным мамам, которые только в начале пути?
– Готовых рецептов счастливой многодетности нет, у каждого своя ситуация и свои неповторимые малыши. Я постоянно в поисках правильного материнства. Очень важно не врать себе и детям, если ты злишься, то не срываться ни на ком и не отмалчиваться, а открыто говорить о том, что ты чувствуешь. Сейчас модно рассуждать об эмоциональном интеллекте. Это правильно. Мама – фундамент детей. Поэтому так важно не забывать заботиться о себе, высыпаться, иногда просить поддержки у родных, чтобы просто 15 минут попить чай наедине с собой или встретиться с подругами. Наше психическое состояние, то, как мы себя чувствуем, отражается на воспитании. Можно не стыдиться поплакать перед детьми, мы их этим не раним, а покажем, что можно не бояться проявлять свои эмоции. Когда ребёнок ведёт себя плохо, не стоит гнобить его, кричать и постоянно ругать. О своём отношении можно сказать через так называемое в психологии «я – сообщение», то есть: «Я злюсь, мне это не нравится», но не «Ты плохой, зачем ты так говоришь?». Постоянными упрёками и замечаниями мы рушим самооценку ребёнка, он впитывает, что он какой-то «не такой».
Самое главное в воспитании – это любовь к детям. Не в том смысле, чтобы баловать их игрушками или развлечениями, а любить такими, какие они есть. Даже если у ребёнка недостатки, можно помочь оформить их в какое-то достоинство, найти русло, в котором недостаток будет работать на пользу личности. Если малыш медлительный, не надо ругать его, а можно сказать: молодец, какой ты вдумчивый! Это как цветок, семечко его уже есть, там всё заложено, нужно просто помочь ему расцвести, не ломать, а направлять и поддерживать. Любовь состоит в принятии. А через любовь и безусловную любовь родителей дети обретают и понимание любви Бога к человеку. Господь так же любит нас любыми. Дети стараются вести себя хорошо, не потому, что боятся наказания, а потому, что хотят порадовать родителей. Так же и по отношению к Богу: причащаются, исповедуются, молятся, постятся из любви в своей мере, а не из-за страха скорбей.
Беседовала Марина ПРЯЛУХИНА
Фото Ирины ЗАВОДЧИКОВОЙ
х. Степановский