Татьяна Шатохина: «Идти в ногу со временем – это должно быть стилем работы педагога»

Директор Степановской средней общеобразовательной школы Татьяна Петровна Шатохина недавно отметила свою круглую дату. Кроме того, в этой своей должности она уже без малого 28 лет. Татьяна Петровна как сейчас помнит 1997 год, когда ей, молодому педагогу-организатору, вдруг совершенно неожиданно предложили руководить всей школой. И она согласилась.

Хотя, как это часто бывает, педагогика вовсе не была её детской мечтой. Родилась Татьяна в посёлке Ясная Поляна Ташлинского района. Своих замечательных родителей, маму Александру Максимовну и папу Петра Андреевича, она и теперь вспоминает с теплом и той самой детской любовью.

– В нашем роду Белоусовых педагогов не было – папа и мама работали в сфере связи, но я росла в счастье и радости, – делится самыми светлыми своими воспоминаниями Татьяна Шатохина. – На нашей большой и дружной сельской улице всегда было много детей. Зимой обязательно в посёлке заливали каток, а летом мы ходили в лес по грибы и ягоды. Так получалось, что все родители брали своих детей в походы, учили разводить костёр, ставить палатку, грести на лодке. А мне, как пионервожатой, выпадало организовывать школьные мероприятия.

Многому научила свою внучку Таню и её бабушка Мария Леонтьевна, жившая вместе с ними: готовить, шить, вышивать, сажать цветы. Хозяйство у Белоусовых, как и полагается в селе, было немаленькое, так что с раннего детства вместе со старшим братом Андреем они привыкли к нелёгкому крестьянскому труду.

О педагогике Татьяна Петровна впервые задумалась, пожалуй, когда в их семье родилась её младшая сестра Наташа. Кстати, Наталья позже сразу выбрала делом своей жизни профессию учителя. А вот путь самой Татьяны Петровны в педагогику оказался куда сложнее и длиннее.

– В 1982 году я окончила родную школу, и друзья родителей предложили отправить меня учиться очень престижной профессии зубного врача в медицинское училище, – рассказывает Татьяна Петровна. – Я знала, что родителей надо слушаться, хотя, если честно, никак не представляла себя зубным врачом. Может быть, поэтому, к своему счастью, я и не прошла в медучилище по конкурсу.

Как оказалось, именно в этот момент Татьяну терпеливо поджидала её истинная судьба. Родители сумели этим же летом отправить дочь учиться в Покровский сельскохозяйственный техникум на хутор Степановский, где её зачислили в группу организаторов.

– Учились там девушки на два-три года старше меня, а парни были уже после армии, – говорит Татьяна Петровна. – Я была общественницей, и меня, как самую младшую, сразу выбрали старостой. Вот это назначение тогда и сыграло роль в выборе профессии.

В середине 1980-х годов комсомол переживал свой расцвет, и молодой лидер с энтузиазмом проводила мероприятия. А однажды ей, как заместителю секретаря комсомольской организации техникума, предложили провести экскурсию для приехавшей в гости в техникум немецкой делегации. Она уверенно справилась с комсомольским заданием, показав учебные классы, спортивный комплекс – всё, чем гордился в те годы Покровский техникум.

Выйдя замуж, она родила дочь Анастасию. Вскоре Татьяна Шатохина стала секретарём комитета комсомола и начала преподавать в техникуме. Начались студенческие отряды, была даже поездка за рубеж. Будущий директор школы уже училась заочно в Оренбургском сельскохозяйственном институте, когда на почётной процедуре вступления в ряды КПСС рядом с ней оказалась тогдашний директор Степановской средней школы Вера Михайловна Власова. Она и позвала молодого комсомольского вожака Татьяну Шатохину работать в школу старшей пионервожатой и педагогом-организатором.

По словам Татьяны Петровны, работать в школе ей было безумно интересно: викторины на экономические темы, КВН и ещё много чего.

– В 1992 году я окончила наш Оренбургский государственный пединститут. Так, спустя десять лет после окончания школы, я окончательно пришла в педагогику, – вспоминает Татьяна Петровна.

У Шатохиных всё шло своим чередом: дочь училась в пятом классе, в 1994 году родился сын Илья… И вдруг, когда педагог Татьяна Шатохина только-только собиралась выйти из декретного отпуска, ей неожиданно предложили занять место директора школы. Как же тут не посоветоваться с родителями? И папа, и мама были решительно против: «Какой директор?! Тебе же всего чуть за тридцать, не справишься!» Но брат Андрей твёрдо сказал: «Иди!» И она решилась. 1 августа 1997 года новый директор Степановской школы Татьяна Петровна Шатохина приступила к своим обязанностям.

Местная школа тогда находилась в приспособленном здании общежития, а котлован, вырытый для новой школы в 1991 году, так и остался котлованом – новая власть решила пока не спешить с возведением храма знаний.

– С молодыми коллегами-единомышленниками мы начали выстраивать систему нашей работы, – вспоминает Татьяна Петровна. – Я была молода и не стеснялась учиться у старших и лучших в нашей профессии. А в начале 2000-х глава района Иван Павлычев сказал: будем строить новую школу.

Молодой, но уже набравшийся опыта руководитель, она сама участвовала в создании проекта нового здания школы. Чиновники говорили Шатохиной: «Ты молодая, поэтому и наивная, никто тебе ничего не построит». Но она, а вместе с ней и все педагоги, верили. Через два с половиной года здание было готово, а открывать новую школу в 2006 году приехал сам губернатор Алексей Чернышёв. Как вспоминает Татьяна Петровна, это стало событием областного масштаба и придало энергии педколлективу.

Татьяна Петровна Шатохина показывает мне ухоженный, в том числе руками детей и педагогов, школьный двор. Вдоль забора растут ели и туи. Их здесь ровно по количеству выпусков Степановской школы – такая традиция.

– В чём мне, как руководителю, повезло, и в чём мне всегда сопутствует удача? – задаётся вопросом директор. И сама отвечает: – В том, что мы воспитываем своих педагогов. Из 22 учителей больше половины – выпускники нашей школы.

Татьяна Петровна и её педагоги находят друг друга порой неожиданно. Видя, что в родительском комитете есть человек, который всем сердцем участвует в жизни школы, она однажды взяла и предложила маме учениц, бухгалтеру по профессии, Ирине Геннадьевне Никитиной, стать учителем русского языка и литературы, кардинально поменяв её судьбу. И та, окончив университет, сегодня один из лучших классных руководителей.

Или выпускница школы Анастасия Козачук, спортсменка, комсомолка, красавица, поступив заочно в ОГПУ, пришла на педагогическую практику, да так и осталась работать в своей родной школе, влюбившись в профессию и в детей, как и они в неё.

– Когда однажды в середине учебного года мы остались без учителя английского, я обратилась к новым жителям хутора – многодетной семье Третьяковых, – рассказывает директор Шатохина. – Их дочь Екатерина училась тогда на факультете иностранных языков. Сегодня Екатерина Третьякова – учитель начальных классов с правом преподавания английского языка.

 А ещё целая плеяда педагогов пришла в Степановскую школу из Покровского сельскохозяйственного колледжа: Марина Викторовна Ярополова, Екатерина Анатольевна Килякова, Инна Александровна Репушко.

– Из педколлектива, в который я пришла работать в 1990-е годы, остались Марина Анатольевна Калючева, Альбина Сулпановна Канчурина, Мария Борисовна Марченко, Наталья Николаевна Лемешко и, конечно, наш бессменный физрук Евгений Михайлович Игонтов, который когда-то учил наших будущих молодых педагогов. Его педагогический стаж – 45лет! – с уважением говорит о своих коллегах Татьяна Шатохина.

Сегодня первые классы набирают и молодые, и опытные педагоги. И, по словам Татьяны Петровны, симпатии детей и родителей распределяются поровну. Нет никакого диссонанса: опыт и молодость – каждый делает своё дело.

Время диктует новые требования к учителю, на вооружении школы новые технологии, и опытным учителям никак нельзя отставать от молодых педагогов. А молодёжь в свою очередь помогает в чём-то разобраться старшим коллегам. И такая взаимосвязь не может не радовать.

– Сегодня мы должны учить своих педагогов, чтобы к нам в школу по-прежнему приводили детей, – уверена Татьяна Шатохина. – Нужно строить новую методическую школу. Это и «Точки роста», и панорамы открытых уроков, и многое-многое другое. Нам никогда не будет позволено взять и остановиться, закрывшись от всего нового.

По мнению Татьяны Петровны, учащиеся старших классов хорошо осознают, что такое новое понятие, как индекс человеческого развития, складывается в первую очередь из уровня образования. Задача педагога – показать ребёнку широкий спектр профессий, чтобы после девятого класса и педагоги, и сам ученик знал, что именно он выберет делом своей жизни. А ещё учителю нужно делать образовательный процесс интересным и идти в ногу со временем – вот это и должно быть стилем работы каждого педагога.

Владислав Зубченко

Фото автора и Степановской школы имени И.С. Артищева

ДОСЬЕ «СВ»  

В Степановской школе уделяется особое внимание патриотическому и культурно-эстетическому воспитанию. В 2022 году здесь открылся Народный музей имени Героя Советского Союза И.С. Артищева. Экскурсии по музею проводят ученики. На здании и территории школы открыты мемориальная доска и бюст Героя. А в 2023 году школе присвоено имя Героя Советского Союза И.С. Артищева. В Степановской школе работает агрокласс. Второй год школьный театр «Олимп» радует своими театральными постановками. Впереди новые планы: работать над повышением качества образования, повышать спортивные результаты. И, конечно, педагоги и учащиеся ждут и очень надеются, что в школе появится свой спортивный зал. Ведь, даже не имея спортзала, ученики школы всегда в тройке лучших в зачёте «Стартов надежд», спортсмены Степановской школы достойно представлены на всех видах районных соревнований.

Главная цель – сделать школу вторым домом, тем местом, куда хочется возвращаться. В этом видит смысл своей работы и жизни директор школы Татьяна Петровна Шатохина.

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится: