Дела судебные и человеческие

С мировым судьёй 2-го судебного участка Оренбургского района Оренбургской области Натальей Геннадьевной УСЕНКО мы встретились в перерывах между судебными заседаниями. Работы у наших судей сегодня столько, что удивляешься, как можно при таких нагрузках успевать разбираться с делами человеческими, за каждым из которых чья-то судьба. Но судьи успевают.

– Наталья Геннадьевна, у вас ведь за хрупкими женскими плечами без малого четверть века работы на судебном поприще?

– Да, в следующем году исполнится ровно двадцать пять лет, как я работаю в судебной системе. Свой путь начинала, как и большинство судей, с должности секретаря судебного заседания, а первым местом работы стал Центральный районный суд города Оренбурга. Поработала и администратором, и главным специалистом Управления судебного департамента. А в 2004 году меня назначили мировым судьёй 2-го судебного участка Оренбургского района. По действующему законодательству мировой судья назначается на должность не пожизненно. Впервые назначение происходит сроком на пять лет, а в дальнейшем срок его полномочий продлевается каждый раз на десять лет.

– Да, судья – это на всю жизнь. Какие же дела рассматриваются у нас именно в мировых судах? 

– Мировые судьи рассматривают все категории дел: и гражданские, и административные, и уголовные. Где будет осуществляться гражданское судопроизводство – в мировом суде или в суде общей юрисдикции – определяется суммой иска, а рассмотрение уголовных дел – тяжестью совершённого преступления. В частности, в мировой суд направляются уголовные дела, максимальный срок лишения свободы по которым не превышает трёх лет. Это кражи, угрозы убийством, причинение вреда здоровью лёгкой и средней тяжести.

– Если человек решил обратиться с иском в суд, с чего нужно начинать?

– Конечно, первым делом надо составить исковое заявление. Особой сложности сегодня это не составляет, поскольку в Интернете есть образцы таких документов. В крайнем случае, всю нужную информацию можно найти у нас на стендах. Люди стали юридически подкованнее и в суд нередко приходят с представителем своих интересов. Такое положение дел не может не радовать. За эти годы мы научились решать все споры именно в суде. Всё же основная масса дел, которые мы рассматриваем, – это дела гражданские, где присутствуют обе стороны. Если раньше истцы и ответчики нередко разговаривали друг с другом на повышенных тонах, то теперь в своём большинстве спокойно выслушивают оппонента и решение суда. У сторон всегда есть законное право решение мирового судьи обжаловать, и это тоже нормальное явление в правовом государстве. К примеру, каждый бракоразводный процесс – своя история. Бывает, что сам человек инициирует развод, а потом, когда решение принято, его же и обжалует. Кстати, спасти брак чаще пытаются мужчины, но порой ничего для этого менять в отношениях не собираются.

– Если взять дела об административных правонарушениях – они чаще всего заканчиваются для ответчика административным штрафом?

– Подведомственные нам дела связаны с нарушениями правил дорожного движения, неисполнением предписаний органов надзорной деятельности и другими. Основным видом наказания здесь по-прежнему остаются штрафные санкции, и далеко не все статьи административного кодекса предусматривают такую меру наказания как предупреждение, так что платить придётся, иначе должника ждёт общение с судебными приставами. Но надо отметить, что для физических лиц сумма административного штрафа, если она превышает 10 тысяч рублей, по заявлению виновного может быть уменьшена вплоть до 50 процентов. Для должностных и юридических лиц эти суммы составляют 50 тысяч и 100 тысяч рублей соответственно.

– А какие наказания чаще всего ждут виновных в рамках процессов по уголовным делам?

– По уголовным делам, рассматриваемым мировыми судами, большинство наказаний – это всё тот же штраф или обязательные работы. Лишение свободы чаще всего применяется к тем, кто судим в прошлом, и в его действиях имеется рецидив преступлений. По закону к таким лицам применяется самое строгое наказание. Что касается обязательных работы, то это наказание осуждённый отбывает по направлению уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства в свободное от основной работы время, но не более четырёх часов в день. Работает он в данном случае бесплатно. А вот на исправительные работы осуждённый получает направление на предприятие или, по новому законодательству, может теперь отбывать наказание по месту своей работы с удержанием определённого процента из заработной платы в доход государства.

– Наше законодательство за те годы, что вы работаете, стало гуманнее?

– Законодательство с годами смягчается, упрощается процедура прекращения уголовных дел, а значит, и данных о судимости в биографии человека не будет. Ведь судимость, даже если она погашена, – это крест на многих сферах деятельности, да и просто не всякий руководитель на работу возьмёт. Но те, у кого за плечами есть груз правонарушений, рассчитывать на смягчение не смогут.

– Если люди всё чаще обращаются в суд, то, выходит, без работы наши судьи в ближайшее время явно не останутся?

– Нагрузка на каждого судью с каждым годом только возрастает. Если в 1990-е годы у нас ежегодно было примерно до 300 гражданских дел, то теперь их больше четырёх тысяч. Ещё более тысячи административных дел и дела уголовные. Оренбургский район растёт и развивается, а значит, и споров, решаемых в судебном порядке, становится больше. К тому же надо понимать, что судебное заседание судебному заседанию рознь. Если, к примеру, разводятся супруги, не имеющие друг к другу никаких претензий, то это процесс занимает несколько минут. А бывают процессы и на несколько часов, и на несколько месяцев.

– Наталья Геннадьевна, к вашим подсудимым вы испытываете исключительно профессиональные чувства, или иногда хочется посочувствовать?

– Под судейской мантией мы все тоже обычные люди. В самом начале судейской практики я, бывало, сильно переживала за некоторых из тех, кого приходилось брать под стражу прямо в зале суда. За четверть века научилась контролировать эмоции. В любом случае судья обязан действовать только в рамках закона. Хотя людей всё равно бывает жалко чисто по-человечески.

Беседовал Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото из личного архива Натальи Усенко

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *