Чтобы не было ни жертвы, ни преступника

12 января свой профессиональный праздник отмечали работники прокуратуры. Впрочем, не только отмечали, но и подводили итоги работы за прошедший год. О состоянии дел в борьбе с преступностью мы поговорили с заместителем прокурора Оренбургского района старшим советником юстиции Алексеем ЕГОРОВЫМ.

????????????????????????????????????

– Алексей Сергеевич, сначала разрешите поздравить вас и ваше ведомство с профессиональным праздником! Вопросы борьбы с преступностью всегда привлекают внимание наших читателей. Ведь от этого, так или иначе, зависят наше спокойствие и благополучие.

– В целом преступность в районе в прошедшем году выросла не намного, а именно на 4,8 процента. Если за 11 месяцев 2019 года было зарегистрировано 1 074 преступления, то за 11 месяцев 2020-го – 1 126. Но что нас особенно тревожит, так это рост тяжких и особо тяжких преступлений. Такая цифра складывается отнюдь не из фактов убийств и грабежей. Основное место здесь занимает мошенничество с банковскими картами граждан. Казалось бы, профилактическая работа в этом направлении органами полиции проводится просто огромная, но при этом всё больше людей попадаются на удочку преступников. Только задумайтесь: рост таких преступлений составил 124 процента!

– Как же мошенники на доверии находят своих «золотых тельцов»?

– Доверчивость наших людей просто удивляет. Преступники используют как старые, так и новые схемы. Чаще всего гражданину поступает звонок о том, что на него пытаются оформить кредит. В последнее время мошенники активно представляются сотрудниками полиции, называя при этом реальные имена и должности, благо на сайтах управлений МВД России есть данные должностных лиц. Завязывают разговор от имени службы безопасности банка и полиции о том, что как раз в эти минуты они пытаются предотвратить незаконное списание денег с карты клиента. И после того как выясняют все нужные им данные, похищают деньги.

– И каких же сумм лишаются наши добропорядочные доверчивые граждане?

– Суммы разные и зависят от благосостояния того или иного человека, но уж если вы попались, то с карты уйдёт всё, что там есть. Максимальная сумма ущерба доходила по нашему району до 1,2 миллиона рублей. Что характерно, чаще всего жертвами подобных преступлений становятся вовсе не пожилые люди, а граждане среднего возраста. Более того, как поясняют пострадавшие, они хорошо знали о подобных схемах мошенничества, но сами так и не поняли, как купились на этот трюк.

– Ну а вернуть деньги и тем более поймать злоумышленников – большая удача?

– Раскрыть такие преступления крайне сложно. Всё завязано на технические возможности преступников и их удалённость от потерпевших. Ведь все платежи проходят через Интернет, а ещё с самими банками работать в ходе следствия очень сложно. Есть банки, у которых просто нет привычных всем офисов с сотрудниками. Взаимодействие с такими банками следователю приходится осуществлять только путём переписки. Преступники маскируют свои звонки под любой телефон любой страны. Так что, сами понимаете, найти мошенников очень и очень сложно, поэтому вся надежда исключительно на бдительность наших граждан. Но бывает, что при хищениях с банковских карт жертва и преступник хорошо знают друг друга.

– То есть старые, проверенные десятилетиями мошеннические способы тоже работают?

– Да, конечно. Сейчас на изучении в нашей прокуратуре находится такое уголовное дело. Суть в том, что женщина объявила своим знакомым, что она работает в банке «Тинькофф» и попросила их «для наработки клиентской базы» оформить кредитные карты банка. При этом она пообещала, что этими картами можно совсем не пользоваться, они просто нужны ей для выполнения плана. Всё выглядело по-честному: на полученные данные клиентов злоумышленница действительно оформила кредитные карты, и пользователи получили их с курьером банка лично. А спустя некоторое время лжесотрудница «Тинькоффа» попросила у своих «клиентов» данные этих карт, опять же якобы для отчёта. Дальше, как вы уже догадались, всё просто: деньги с карт ушли к мошеннице. Для нас, например, совершенно очевидно, что банковский сектор нуждается в более чётком и жёстком регулировании всех транзакций клиентов.

– Тема борьбы с мошенниками, я думаю, неисчерпаема. Но борьба с преступностью, уверен, этим не исчерпывается?

– Я работаю в Оренбургском районе год, и меня сразу удивило количество преступлений, связанных с бытовым насилием. Бывает, что в неделю возбуждается несколько таких дел, а выяснение отношений между супругами и другими родственниками, соседями и знакомыми происходит зачастую очень жёстко. В ход идёт все: палки, ножи, камни. Был случай, когда мужчина, чтобы запугать свою супругу, упавшую на землю от побоев, поднял над головой большой камень, угрожая убить им беззащитную женщину. К счастью, свои угрозы он не реализовал – вовремя остановился. Но что могло быть в голове у этого человека, и как далеко он, ослеплённый яростью, мог зайти, страшно подумать.

Главная причина здесь – пьянство. Связано это и с определённым менталитетом людей, на который влияют бытовая неустроенность, отсутствие работы и стабильных источников доходов, что, к сожалению, отражается на взаимоотношениях супругов.

– Вот здесь-то и нужен наш незаменимый участковый уполномоченный?

– Участковые уполномоченные полиции всегда работали и работают на переднем крае борьбы с бытовой преступностью. Они первыми прибывают на такие конфликтные ситуации и нередко предотвращают преступления. Хочу отметить, что никто из наших жителей не жаловался на то, что участковый прибыл поздно или не прибыл совсем. В своём населённом пункте он всегда на посту, такая уж служба. При этом и на самих сотрудников нередко бросаются граждане, одурманенные алкоголем. Полицейским приходится защищаться, но действовать они при этом обязаны строго в рамках закона. На всякий случай напомню всем неуравновешенным гражданам, что нападение на сотрудника полиции при исполнении служебных обязанностей строго карается законом.

– А наркопреступность? Здесь ведь человек нередко становится не только преступником, но и жертвой собственного преступления.

– Наркотики были и остаются большой проблемой, особенно среди молодёжи. Сроки за их приобретение и хранение грозят немалые, и молодые люди, к несчастью, ставят тем самым на себе клеймо на всю жизнь. При этом немало таких, кто рос в благополучных семьях, имеет замечательную биографию. Я порой беседую с такими вот ребятами, спрашиваю, зачем они это сделали. Ведь в будущем многие дороги закрыты для них. Однажды молодой человек расплакался прямо у меня в кабинете. Надеюсь, что для него ещё не всё потеряно.

– Здесь как раз гуманность и нужна. И всё же, Алексей Сергеевич, а наш закон в отношении отдельных категорий преступлений и преступников не стоит ли ужесточить?

– Излишняя законодательная жёсткость не всегда помогает добиться положительных результатов – об этом можно судить по опыту как нашей страны, так и других стран. Нужно методично, ежедневно заниматься профилактикой преступлений. Ведь предотвратить преступление – это, с одной стороны, не позволить пострадать его потенциальной жертве, с другой – не позволить стать гражданину преступником. Сиюминутных результатов мы не дождёмся – это долгая и постоянная работа.

Беседовал Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото автора

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *