Губернатор Крыжановский – надёжный и опальный

В плеяде замечательных оренбургских губернаторов рядом с фамилиями Неплюева, Перовского, Путятина нужно поставить фамилию Крыжановского. Служивший верой и правдой царю, Отечеству и нашему краю, он уже в преклонных годах впал в немилость у взошедшего на престол императора Александра III и был незаслуженно отправлен в отставку без пенсионного обеспечения. Но в памяти современников Николай Андреевич Крыжановский остался человеком, исключительно заботившимся о деле благоустройства вверенной ему губернии и внёсшим весомый вклад в её развитие и процветание.

«Не раздобыть надёжной славы, покуда кровь не пролилась…»

Как и большинство дворян в те годы, Николай Крыжановский снискал внимание при дворе своей военной биографией. Начав с весьма неприметной должности помощника военного агента в Берлине, он вскоре оказался в самом центре событий Крымской кампании, и в 1853 году был назначен начальником артиллерии Южной армии. В 1854 году после взятия турецкой крепости Силистрия Крыжановский произведён в генерал-майоры и награждён золотой саблей за храбрость. В Севастополе он был сильно контужен и здесь же познакомился с новым боевым другом – Львом Толстым.Позже Крыжановский назначается варшавским генерал-губернатором и за особое усердие вскоре получает чин генерал-адьютанта.

Император Александр II именно в эти годы дал Крыжановскому краткую, но ёмкую характеристику: «человек образованный и совершенно надёжный». Судьба будущего руководителя края была предрешена – с таким послужным списком и оценкой заслуг в России назначали на самые почётные и одновременно самые сложные должности.

«Война войной…»

Такой для Николая Крыжановского и стала должность оренбургского генерал-губернатора, которую он занял в самом начале 1865 года. Войдя в курс дел, новый губернатор в 1867 году собственноручно подготовил и издал новое «Положение об Оренбургском казачьем войске». С его принятием башкиры окончательно получили право не только служить, но и иметь в собственности землю, а сразу вслед за этим Крыжановский ввёл земское управление в Оренбургской и Уфимской губерниях.

Военный опыт главы края не позволял ему оставаться спокойным, имея в «крайней близости к границам» непредсказуемые Хиву, Бухару и Коканд. Уже в 1865 году Крыжановский образовал Оренбургский военный округ, а в следующем году прибыл в Ташкент, чтобы лично возглавить войска. Спустя три месяца Бухарское ханство было полностью подчинено, и в киргизских степях отныне бухарцы уже никогда не имели прежнего влияния.

Неспокойным оставалось лишь находившееся весьма недалеко от новой российской границы Хивинское ханство, имевшее свои интересы в киргизской степи, и Крыжановский начал тщательно готовить военный поход. Ему удалось сделать то, что не получилось у Василия Перовского: в 1873 году Хива была взята, туркмены разбиты, а все русские пленники вернулись в родные края.

«…а торговля по расписанию»

Продолжил Николай Крыжановский и укреплять в нашем крае торговлю. По его ходатайству были отменены пошлины и торговый сбор с товаров, вывозимых в Азию, а также сбор с ввозимых невыделанных шкур, шерсти и мяса. С апреля 1868 года была упразднена и сама таможенная линия со всеми пропускными пунктами, в результате чего доходы городской казны увеличились почти в пять раз! Оренбург становился, наконец, центром российско-азиатской торговли. Это преимущество будет напрочь растрачено спустя полвека, после установления советской власти.

Киргизскую степь для удобства управления Крыжановский разделил на Тургайскую и Уральскую области, которые, в свою очередь, делились на волости и уезды со старшинами во главе. Каждый киргиз отныне должен был иметь паспорт с гербовой печатью. Далеко не все коренные жители восприняли с пониманием такие коренные изменения в своём привычном кочевом укладе. То тут, то там вспыхивали бунты, и губернатор после некоторых раздумий вынужден был послать для усмирения киргизов казачьи отряды. Однако дело закончилось лишь «акцией устрашения», и одного вида вооружённых казаков оказалось достаточно, чтобы всё затихло немедленно.

Оренбург – культурная столица Азии

Но более всего губернатору Крыжановскому удалось сделать в Оренбургском крае в сфере культуры и образования. Образованный при нём статистический комитет наладил выпуск ежегодных изданий «Памятная книжка Оренбургской губернии», и «Адрес-календарь». Они вместе с газетой «Оренбургские губернские ведомости» печатались в созданной стараниями Крыжановского типографии. В 1866 году в губернской столице был открыт Оренбургский государственный банк, а в 1867 году – Оренбургский отдел Русского императорского географического общества. Но это далеко не всё.

Было перестроено под драматический театр каменное здание манежа Неплюевского кадетского корпуса, разбит бульвар на берегу Урала, начат сбор средств на постройку храма в ознаменование столетия со дня смерти И.И. Неплюева. Открылись мужские и женские гимназии, юнкерское училище, ремесленное училище и семинария.

Но самая крупная заслуга Крыжановского – начало строительства железной дороги Самара – Оренбург в 1871 году. Историк П.Н. Столпянский, оценивая вклад Николая Крыжановского в развитие губернии, признавал, что заслуги его перед городом и краем «более, чем велики».

Литература во спасение

Но всё, что было создано губернатором Крыжановским за 16 лет управления краем, не помогло ему самому. В 1881 году сенатской ревизией были вскрыты большие злоупотребления при раздаче земель башкирам. Виновные были отданы под суд, а самого Николая Андреевича отправили в отставку «без прошения», то есть без пенсии. Заслуги перед оренбургским краем и Россией не были приняты во внимание – в стране царствовал новый император Александр III. Вслед за отставкой Крыжановского в крае ликвидировали и генерал-губернаторство, и в этом же году некогда огромная Оренбургская губерния сократилась практически до своих нынешних территориальных пределов.

В последние годы жизни Крыжановский сильно нуждался. Денег не хватало на лечение. При дворе ходили слухи, что бывший губернатор на самом деле накопил несметные богатства. Но всё оказалось гораздо прозаичнее. Все пожалованные ему при службе земли после отставки ушли с торгов, так как заплатить положенные проценты Крыжановский уже не мог, а его личное имущество собирались описать в счёт покрытия нарушений, выявленных комиссией.

Но, ко всеобщему удивлению, Николай Андреевич не пал духом и занялся литературой, чтобы хоть как-то обеспечить себя и семью. В свет вышли его книги, посвящённые защитникам Севастополя, в чём немало новому автору посодействовал не кто иной, как однополчанин Лев Николаевич Толстой.

* * *

Оренбуржье по праву обязано губернатору Крыжановскому не меньше, а может, и больше, чем обласканному властью Перовскому. Но в России было принято мгновенно забывать опальных руководителей и всё то, что было ими сделано для государства. При дворе имя Крыжановского отныне даже не упоминалось, а потомкам он запомнился по большей части как губернатор, при котором в Оренбурге произошёл крупнейший за всю историю города пожар 1879 года. Но плоды правления Николая Крыжановского на самом деле были и остаются весьма значительными.

Владислав ЗУБЧЕНКО
по материалам книги В.Г. и В.П. Семёновых «Губернаторы Оренбургского края»
Фото: Lstorkirb.ru

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *