ПО СОСЕДСТВУ. УЗБЕКИ МАКСУД МАТЯЗОВ: «От своей родины не отказываюсь»

Под рубрикой «По соседству» мы продолжаем рассказывать о народах, которые живут в нашем большом Оренбургском районе и сохраняют свои национальные обычаи и традиции. На этот раз мы познакомились с узбекской семьёй Матязовых из посёлка Первомайского.

Максуд Матязов: «Никогда нельзя ставить женщину ниже себя»

* * *

В гости к Максуду и Надие выезжаем заранее. По пути читаем, что пишет Интернет об узбекском народе. Авторы всех сайтов сходятся во мнении: узбеки гостеприимны, хлебосольны, а ещё они никогда не говорят «нет». Последнее сразу же подтверждает телефонный звонок Максуда. Он сообщает, что 11-летний сын Маркс заболел. Но встречу не отменяет, а лишь переносит её в своё небольшое национальное кафе. Время в пути идёт быстро. Закусочная Матязовых располагается недалеко от мечети. Максуд встречает нас на пороге, сетует, что Надие пришлось остаться дома, чтобы ухаживать за больным сыном.

Проходим в небольшой зал и сразу обращаем внимание на интерьер: здесь всюду заметен восточный орнамент, яркие этнические цвета хорошо сочетаются с нейтральными, атмосферности добавляют пиалы, специальные подушки, которыми накрывают чайники. Из кухни доносится аромат плова и выпечки. Как радушный хозяин, Максуд сразу приглашает к столу, а там чего только нет: шурпа с говядиной, картофель с мясом и овощами, лепёшки, курники. Такого богатого приёма мы точно не ожидали. За едой Максуд рассказывает о себе и своей семьей. Говорит, что в Оренбургский район вместе с супругой и двумя тогда ещё маленькими дочками приехал 21 год назад в гости к родственникам. Семье здесь понравилось, и вскоре они решились на переезд. С тех пор и живут в Первомайском.

* * *

Рассказывая о национальных традициях, Максуд в первую очередь вспоминает свадьбу с Надиёй. Хотя в книгах и пишут, что жён узбекам выбирают родители, Матязовы поженились по любви.

– В некоторых городах Узбекистана действительно так – родители сказали: женишься вот на ней! И спорить нельзя. У нас, к счастью, такого нет. Мне и отец, и мать всегда говорили: кого полюбишь, того и примем, – говорит Максуд. – Когда мы познакомились с супругой, ей было 18, мне 20. Года два мы дружили, потом поженились.

Как и полагается, торжеству предшествовал так называемый выкуп невесты. Родственники жениха пришли к близким его будущей жены и заплатили за неё калым. Свадьба у молодых была с национальными обычаями, но более светская, чем в других городах Узбекистана.

Гостеприимный стол. И это только начало…

– С утра в доме невесты её родственники уже готовят плов, чтобы, когда жених с друзьями приедут за ней, их было чем покормить. Если когда-то невесту везли на верблюде или на коне, то теперь – на обычном автомобиле, – объясняет Максуд. – Когда невесту подвозят к воротам жениха, собираются соседи, друзья. Под ноги ей стелют ковёр, лицо накрывают платком, перед ней ставят близкую ей женщину. Кто-то со стороны жениха начинает перечислять всех умерших и живущих родственников, а невеста в дань уважения должна кланяться им. Бывает, невесте приходится так поклониться около 500 раз! Уже в доме жених и невеста проходят в спальню, где кровать накрыта тюлем. Задача жениха – аккуратно положить невесту на кровать, лечь рядом и накрыться. Под покрывало молодым подкладывают ребёнка кого-то из родственников, они должны взять этого малыша, и если он заплачет, у пары скоро будет первенец.

Как и в России, молодожёны Узбекистана фотографируются возле фонтанов и памятников. А ещё они обязательно посещают старинный город Хиву. После всех обрядов следует традиционное застолье. Вопреки расхожим мнениям, на свадьбе Матязовых за одним столом сидели и мужчины, и женщины, и молодёжь, и пожилые. Из угощений – стокилограммовые казаны с пловом из говядины, манпар – это такие клёцки из пресного теста в мясном соусе с овощами, самса и прочие яства.

А вот и плов!

Пока мы беседуем о еде, на стол ставят большое блюдо с горячим пловом. Наш фотокорреспондент Ольга Валерьевна пробует первой и сразу бежит на кухню спрашивать у повара рецепт. Мы с Максудом продолжаем беседу. Он говорит, что после свадьбы они с супругой жили в доме его родителей. У них так положено. Молодая невестка должна уважить тестя и свекровку: пожить с ними месяц-другой, готовить их любимые блюда, угощать чаем, чтобы они приняли её, как свою.

* * *

Вскоре после свадьбы у Матязовых родилась дочь Мавлуда. После рождения ребёнка, согласно национальным обычаям, родители невесты подарили зятю большого барана и 100 килограммов риса. А молодые родители пригласили близких на бешик туй, в переводе – «свадьба кроватки». Познакомиться с малышом приезжают женщины со стороны невесты, дарят ему подарки, угощаются, самые старшие из них читают молитвы.

Спустя три года на свет появилась ещё одна дочь – Махлиё. По данным разных источников, рождению дочерей узбек обычно не рад и даже может развестись с женой, если та не дарит ему сына. И хотя Максуд – человек скорее светский, его супругу это беспокоило.

– Она как-то спросила: ты теперь бросишь меня? А я ответил: наоборот, люблю ещё сильнее! – признаётся мой собеседник.

11 лет назад супруга родила мужу сына Маркса. Теперь у него есть не только красавицы-дочки, но ещё и наследник.

– Сын – это, конечно, приятно. Думаю, каждый мужчина хочет сына, но я и дочерей люблю не меньше. К тому же благодаря им у меня есть зятья. У старшей дочери сын другой национальности, но отношения с ним у нас прекрасные. Соблюдаем и русские традиции, и узбекские. Махлиё вышла замуж за узбека Фаруха. По желанию зятя свадьбу мы играли на родине, в Узбекистане. Дочки и зятья подарили мне внучек и внука, – говорит Максуд.

* * *

Рассуждая об Узбекистане, Максуд отмечает, что на его родине большое внимание уделяется уважению к представительницам прекрасной половины.

– Здесь, в России, я несколько раз обращал внимание, что, когда уступаю в общественном транспорте место девушке, это вызывает удивление. А ведь это просто воспитанность, –выражает он своё мнение.

В ответ отмечаю, что в России многие считают, будто представители восточных народов, мягко говоря, не очень-то уважительно относятся к женщинам и ущемляют их права.

– Раньше так и было: если муж сказал, жена должна сделать, и это не обсуждается. Родители учили меня по-другому: никогда нельзя ставить женщину ниже себя. У нас с женой именно так. Мужчина тоже может ошибаться, поэтому я часто прислушиваюсь к её мнению.

– А вы никогда не думали взять вторую жену? Говорят, в Узбекистане это практикуют, –осторожно спрашиваю я.

Максуд смеётся. Говорит, такое ему и в голову никогда не приходило.

– Я с отцом много советуюсь. Он как-то давно сказал мне: одна жена заплачет, если ей чего-то не будет хватать, тебя сильно Всевышний накажет. Нет, я свою жену люблю, мне вторая не нужна. Мне кажется, многожёнство – это давно пройденный этап. Сказать честно, я знаю больше русских, у которых по две-три жены, чем узбеков, – улыбается он.

* * *

Максуд уверен: настоящий узбек должен с почтением относиться к старшим, быть воспитанным, честным, заботиться о своей семье – ведь это самое главное, а ещё соблюдать традиции, отмечать национальные праздники.

– Рад, что я узбек, даже и не представляю себя человеком другой национальности. Хотя и живу в России, от своей родины не отказываюсь, последний раз там был года три назад. У меня там остались мама, сестра. Надеюсь, в скором времени они переберутся к нам. Недавно в Первомайском мы открыли кафе узбекской кухни. Я давно об этом мечтал. Хочется, чтобы сюда приходили и мусульмане, и православные. Мы стараемся готовить вкусно, работать честно, чтобы, где бы мы ни находились, наши узбекские традиции сохранялись.

* * *

С Максудом мы общались долго. Скажу честно, после разговора с ним мои представления об узбекском народе изменились в лучшую сторону. Я лично убедилась, что это очень добрые, душевные и открытые люди, которые способны по-настоящему любить и уважать свою спутницу.

Ирина ПЕТРОВА
Фото Ольги БАТРАКОВОЙ

п. Первомайский

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *