Армия – это одна большая семья

К приветливому врачу-терапевту военного комиссариата Оренбургского района Виктору Васильевичу Самуткину снова очередь из призывников. Перед отправкой в войска он ещё раз оценит здоровье каждого, обязательно поговорит о предстоящей службе, расспросит о планах, прежде чем поставить вердикт «годен». И вряд ли кто-нибудь из этих молодых людей знает, что у бывшего военврача, майора запаса Виктора Самуткина, за плечами четыре года службы в Афганистане, где он со скальпелем в руках спасал жизни нашим солдатам и офицерам. С ним мы поговорили в канун очередной годовщины вывода советских войск из Афганистана.

* * *

Окончив четыре курса Оренбургского государственного медицинского института, Виктор Самуткин твёрдо решил стать военным и поехал продолжать учёбу на военно-медицинском факультете в Куйбышеве (ныне – Самаре). В первый раз рапорт с просьбой отправить его в Афган лейтенант медицинской службы Самуткин написал в 1982 году, когда служил во вполне благополучном Прибалтийском военном округе в городе Шауляе.

– Мне это нужно было самому, чтобы пройти настоящую школу военной медицины, – признаётся Виктор Васильевич. – Я очень хотел быть хирургом.

Автодорожная бригада, куда лейтенанта Самуткина направили для прохождения службы в составе Ограниченного контингента советских войск в Афганистане, базировался в Кабуле, в Тёплом Стане. Он и сейчас помнит улицы и дома столицы Афганистана, помнит самих афганцев, со многими из которых познакомился, а кому-то и спасал жизнь на операционном столе.

В задачу начальника медпункта автобата входило обеспечение боеготовности личного состава. А это означало, что офицеры и солдаты должны быть здоровыми. Помимо душманских пуль и мин, наших военных подстерегала ещё одна опасность – инфекции. В Афганистане их было множество: бороться приходилось и со страшным гепатитом, и с тифом, и с привычной здесь дизентерией. Молодой военврач проявил в этих вопросах настойчивость, и соблюдать личную гигиену однополчанам приходилось так же тщательно, как и следить за боевым оружием.

– Ребята были крепкие, здоровые, но вспышки заболеваний были, – говорит Виктор Васильевич. – За сезон у меня переболевало порядка 70 человек, доходило и до ста. Так что борьбу вести приходилось каждодневно. А раз в две-три недели осуществлял медицинское сопровождение наших автоколонн, отправлявшихся по Салангу.

* * *

В составе автомобильных караванов, доставлявших боеприпасы, горюче-смазочные материалы и прочие необходимые для армии грузы, военврач Виктор Самуткин не раз отправлялся через ставший позже легендарным, воспетый в песнях перевал Саланг. Именно на Саланге его поджидала смерть. Но так и не дождалась.

– В 1982 году душманы взорвали тоннель на этом маршруте, – вспоминает врач. – Наружную стену тоннеля вынесло, и транспорт вместе с людьми падал с высоты две тысячи метров в пропасть. Мы остановили наш автомобиль в 200 метрах от въезда в тоннель, чтобы перекурить. Это нас и спасло. Погибло тогда 176 наших военных и местных афганцев. После той диверсии на Саланге сделали реверсивное движение.

* * *

В свою вторую командировку в ДРА Виктор Самуткин отправился в 1987 году и оставался там вплоть до вывода наших войск. На этот раз хирург Самуткин стоял за операционным столом в составе 56-й десантно-штурмовой бригады. Пулевые раны, минно-взрывные ранения с отрывом конечностей – работы на войне у хирурга хоть отбавляй.

– Были и ножевые ранения, причём полученные не в бою, а во время отработки приёмов, – говорит Виктор Самуткин. – Там всё было по-настоящему, иначе нельзя. Приходилось и собак оперировать, участвовавших в разминировании или подстреленных душманами.

 Вспоминает Виктор Васильевич, как лечил пуштунского вождя, попавшего под обстрел, и сумел спасти ему ногу. Благодарный вождь подарил хирургу японские часы.

Из Афганистана капитан Виктор Самуткин отправился служить обратно в Прибалтийский военный округ, дальше – в Германию ведущим хирургом. А потом всё изменилось. Врач, опыт которого должен был ещё на долгие годы стать бесценным достоянием Российской армии, оказался никому не нужен. И в 35 лет Виктор Васильевич ушёл в запас, благо годы службы в Афганистане позволяли это сделать. Если человек специалист в своём деле, то без дела он никогда не останется. Не остался и военврач Самуткин и спустя несколько лет снова вернулся в строй – теперь уже в качестве врача призывной комиссии районного военного комиссариата. Вот уже больше 20 лет он, надев привычный белый халат, отправляет наших призывников в ряды той самой армии, которой посвятил всю свою жизнь.

– Я с каждым беседую, потому что они мне как дети, – улыбается врач. – Советую быть осторожными, но не бояться сложностей. Армия – это дом военных, где живёт одна большая семья.

* * *

Нередко у тех, кто живёт и работает рядом с нами, оказываются очень интересные и непростые судьбы. Найти таких людей и рассказать читателям об их судьбах – задача и одновременно успех журналиста. Виктору Васильевичу Самуткину есть чем поделиться с нами, ведь война – это очень непросто.

– Афганистан снился мне до 1996 года, – признаётся Виктор Васильевич. – А потом как отрезало. Афганистан сильно изменил меня и воспитал. Я стал человеком решительным и взвешенным и в принятии решений из нескольких возможных обязательно принимаю единственно правильное – этому научился там.

Быть может, кто-то из молодых людей, прочитав этот рассказ, захочет выбрать для себя такой же путь в жизни.

Владислав ЗУБЧЕНКО
Фото автора

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *