«Дедушка Мороз, не дари мне подарок, пожалуйста…»

В штабе «Рубежа» в тот день собралось непривычно много народа. Вхожу в помещение, которое прежде казалось мне более просторным. Оно всё заставлено коробками, свёртками. Атаман казачьего объединения Валерий Меньших накануне предупредил меня, что будет встреча бойцов, новобранцев и волонтёров, однако масштаб собранной помощи на фронт всё же впечатляет. Трогает и та искренняя, почти детская отзывчивость оренбуржцев. И на этой встрече я увидела, что наши люди не спрашивают, зачем. Надо что-то – значит, надо. И тут же привозят.

У окна, где меньше всего заставлено и больше дневного света, негромко беседуют люди. Они стоят тесным кружком. В такие моменты, наверное, ещё важнее видеть глаза собеседника. Слышу знакомый голос. Это герой моего осеннего очерка в «СВ» – Кирилл с позывным «Гром». Он общается с двумя гражданскими средних лет:

– Вы нам очень помогли, – говорит он. – Скорее всего, сами не до конца понимаете, насколько это важно там. Ребята, когда узнали, что мы привезём, духом воспряли.

– Мы должны вам помогать, – отвечают ему. – Всё, что в наших силах, будем продолжать для вас делать. Это мы вас благодарить должны, вы защищаете страну.

Дети передают бойцам квадрокоптер

Следует обмен контактами, сложный разговор о программном обеспечении, прошивке квадрокоптера, чтобы его не выдавали световые сигналы там, на передовой. Вновь вошедшие бойцы, которые сейчас, как и Гром, дома на побывке, подходят пожать руку гостям штаба. Говорят о транспорте, который так нужен там, и как простой «уазик» может спасти жизнь раненого.

«Разве они нам не близкие?»

Атаман Валерий Михайлович не выпускает телефон из рук. Сегодня нужно срочно решить массу вопросов: транспорт, гуманитарка из Дома офицеров в Оренбурге, вот-вот придут дети и волонтёры из 86-й городской школы. В перерывах он торопится рассказать мне обо всех, кто помогает бойцам «Рубежа». Заглядывает в свои записные книжки, проверяет отметки в разных журналах – не забыть бы кого. Так хочется каждого из них обнять и сказать спасибо.

– Вице-губернатор Кулагин в первые же дни нас поддержал, – говорит он. – Ну Дмитрия Владимировича представлять не нужно. Помнишь, я прошлой весной рассказывал, когда наши ребята собрались туда добровольцами? Он машину дал и лично пришёл проводить их. Чуть больше месяца назад у нас погиб Саша Крюков. Он взял на себя похороны. Сейчас снова к нему отправился мой помощник – транспорт опять нужен. Смотри, сколько груза, да ещё люди – десять человек, новых добровольцев, отправятся с Громом служить.

Последние слова его захлёбываются в кашле. Сам атаман уже три раза ездил с бойцами на Донбасс. И, кажется, оставил там последнее здоровье. В этот раз не придётся ему стынуть в промозглой сырости: один из благотворителей сам сядет за руль. Он доставит часть ребят и груза на границу. Там сейчас служит его сын. Бог даст, встретятся.

Атаман Валерий Меньших благодарит людей за помощь бойцам

Гуманитарную помощь бойцам постоянно передают городские школьники. В их коробках сверху лежат пакеты с письмами, рисунками. В каждую детскую посылку трогательно положили картонные образки Богородицы и 90-й псалом. Тот самый «Живый в помощи Вышняго…», который вшивали матери и жёны в гимнастёрки солдат времен Великой Отечественной.

Казаков-добровольцев поддерживает Оренбургское региональное отделение общероссийской общественной организации «Совет родителей и военнослужащих России». Постоянно передают продукты, тёплые вещи, медикаменты. Волонтёрские движения «Своих не бросаем», «Мы поможем» тоже собирают посылки. Бизнес не остаётся в стороне – помогают компании «Волна» и «Фишка». Профессор народной медицины Валентина Сальникова и её пациенты материально помогают казакам «Рубежа» с 2014 года. В очередной раз в зону боевых действий Валентина Андреевна передала медикаменты и специальное средство для быстрого заживления ран.

– Да, Юля, здравствуй! – Валерий Михайлович вновь отвечает на звонок и объясняет мне попутно. – Это наша Подгородняя Покровка, Юлия Искандерова. У них инициативная группа «Помощь СВО», шьют одежду сами… Так, пишу, 50 окопных свечей, варежки, маскхалаты, балаклавы, всё белое. Верно?

Атамана окликают: пришла женщина, его спрашивает. Он тут же узнаёт её и представляет нас друг другу. Алёна Ермакова – активная прихожанка храма при Димитриевском монастыре в Оренбурге. Около трёхсот человек из этого прихода тоже объединились в инициативную группу «Мы поможем». Она пришла повидаться и принесла утеплённые калоши, термобельё, подстилки, носки, коврики. Всё это куплено или сделано своими руками. Я предполагаю, что у Алёны кто-то воюет там. Что-то ведь привело женщину в мороз на другой конец города?

– У меня муж боевой офицер, – пожимает она плечами. – А так никого из родственников в зоне боевых действий нет. Да разве обязательно, чтобы кто-то из своих воевал? Можно ли оставаться равнодушным, когда твою Родину убивают? Да и ребята эти – разве они не свои?

«Хоккей»

У Грома во взводе 21 человек. Первые казаки из «Рубежа» уехали добровольцами в марте прошлого года, не дожидаясь общей мобилизации. Они до сих пор воюют там. Сейчас решается вопрос о переводе этих бойцов в ведение Минобороны. Их подразделение остро нуждается в автомобильной технике. Нужна и оптика: прицелы, коллиматоры, тепловизоры.

Свечи и пряники. Ручная работа. Такие свечи называются блиндажными, их делают из консервных банок и вощины. В блиндаже и окопе – это источник не только света, но и тепла. На такой свече можно даже разогреть тушёнку

– На позиции раньше полезнее были «ночники», – объясняет Гром. – Сейчас мы переходим в активную фазу боевых действий, и нужны как раз коллиматоры. Это прицел с лазерным наведением, который сокращает само время прицеливания. Нужны обувь и удобная одежда. Самая толковая обувь – берцы. Неплох гражданский аналог. Там сырость, чернозём, грязь, вот недавно только ударили первые слабые заморозки. А так ноги всё время проваливаются. И носишь потом по десять килограммов на подошвах. Квадрокоптеры нас очень спасают, и сегодня мы получили два таких устройства. Чтобы вы понимали, это современное средство разведки, на нём есть камера с тепловизором. Можно не отправлять группу людей и не рисковать жизнями. Прибор приносит информацию о состоянии позиций, о численности противника. Используется и в качестве боевого оружия – может сбросить гранату. Это дорогая гражданская игрушка, которую военные удачно приспособили под свои нужды. Обычно у прибора много светящихся лампочек, он громко жужжит, поэтому его необходимо перешивать, чтобы снять шум винтов, убрать маячки. Опасная штука. Шаги приближающегося человека не наводят такого страха, как звук квадрокоптера.

– А это что? – я обращаю внимание на несколько коробок со словом «Хоккей».

– Это личные посылки нашим казакам из «Рубежа», – объясняет Валерий Михайлович и показывает одну незапечатанную. – Там что-то от родных, тоже вещи тёплые, продукты, которые ребята просят на свою группу. А «Хоккей» – это позывной. Он у нас мастер спорта по хоккею. Грома ты знаешь. У него тоже есть тут своя именная коробка.

Ещё я помню Сергея из Благословенки. Там он – Скиф. И в этот раз мне удалось познакомиться с его сестрой Ириной. Она рассказала, что её брат был под Макеевкой, помогал выносить выживших. Сейчас он командир, но ранение и его не миновало.

– Серёжа там с 2014 года, и нам ничего не оставалось, как просто принять это и молиться за него, – говорит Ирина Алексеевна. – Наш отец Афган прошёл. Разве мог сын оставаться в стороне, когда начали бить по Донбассу? Знаете, я недавно первый раз за всё время провожала его. До этого он сам не позволял. И вот в эту командировку я привезла его к пункту сбора, сюда в штаб. Он мне говорит: «Ну, что ты сидишь? Идём, проводишь нас тоже». Мы тут и познакомились с жёнами ребят, стали общаться, чат общий у нас появился.

После этих проводов Ирина не могла отстраняться и жить, как прежде, – только своими семейными заботами. Бойкая и отзывчивая сестра командира стала маячком этих женщин. Она передаёт им новости, которые сообщает ей брат, они договариваются о посылках, поддерживают друг друга. К Новому году записали и смонтировали видеооткрытку для своих солдат. Теперь квартира Ирины тоже немного напоминает штаб – коробки, пакеты, учёт, списки, звонки. Старшая дочь-подросток даже возмутилась немного: «Мама, почему именно ты должна это делать?»

– Тогда мы просто откровенно поговорили с ней о многом, – улыбается Ирина. – Она встала и ушла в свою комнату. Через несколько минут вышла и сказала мне: «Давай диктуй, а я сяду за компьютер и впишу данные в таблицу, так быстрее будет».

Менять позывной – плохая примета

Это здесь второе имя, а там – первое. Менять его нельзя – дурной знак. Как и брать себе позывной погибшего. Нерационально и суеверно, но на войне не только в Бога поверишь. В кого угодно и во что угодно, лишь бы жизнь сберечь.

В штабе Гром знакомится с новыми добровольцами. Он записывает их имена и номера телефонов.

– Позывной какой у тебя будет? – спрашивает он первого паренька. – Всем сразу говорю, позывные придумываем здесь, на месте. По именам вас никто звать не будет. Так что хорошо подумайте.

– А советы по выживанию в Интернете как-то помогают вообще? – спрашивает кто-то из группы.

– Они все разнятся, потому что в километре друг от друга бои могут идти разные, – говорит Гром, отрываясь от своей записной книжки. – Не советую слепо доверять таким общим методичкам. Слушайте опытных сослуживцев и своих командиров. После заключения контракта вы проходите курс молодого бойца, потом прибываете на ПВД – пункт временной дислокации. Там идут основные занятия – стрельбы, тренировки. Время на подготовку зависит от боевого опыта, если он имеется. «Сырых» я и сам в бой не возьму – это опасно.

– А ведь с вами, насколько мне известно, просится на этот раз священник? Его тоже берёте с собой? – спрашиваю Грома.

– О нём узнаю у своего начальства. Вообще у нас есть там священник. Иеромонах Дамаскин, помощник старшины. Он приехал с грузом гуманитарной помощи, привёз иконы, духовную литературу, остался с нами и вместе мы организовали молельную комнату. Помогает рыть окопы, во время боя – рядом. Молится и благословляет, готовит пищу. Всё, кроме стрельбы по врагу.

«…Все, кого враги когда-то звали русскими в бою»

Один квадрокоптер достался группе Грома благодаря пятикласснице Василисе из 86-й школы Оренбурга. Мать подростка помогает волонтёрской группе «Своих не бросаем». В этом году девочка написала необычное и взрослое письмо Деду Морозу. В нём она просит, чтобы новогодний волшебник не дарил ей подарок, а перевёл деньги русским солдатам. Родители Василисы ребёнка поддержали. Волонтёры открыли сбор на дрон, и деньги пошли на помощь армии.

В этот день девочка передала квадрокоптер Грому вместе со своей одноклассницей и лучшей подругой Дашей.

– Спасибо вам за воспитание таких детей, – говорит он в ответ матерям. – У нас крепкий тыл. И пока в России есть вот такие дети и родители, мы обязательно победим любого врага вместе с вами.

Образок, псалом и рисунок – привет от незнакомого школьника из Оренбурга

Девочки прочли стихотворения. Одно из них принадлежит красноярскому писателю Эльдару Ахадову. В нём перечисляются все национальности советского народа, который встал на защиту Родины от нацизма. В нём есть такие строки:

…И других, которых помнит поимённо Бог один.

В дни победного парада там, пред Ним, в одном строю –

Все, кого враги когда-то звали русскими в бою.

Василиса говорит, что выучить все эти названия народностей ей было проще вместе с матерью. Они знакомились с каждой, узнавали быт, традиции, культуру. Удивительно. Даже для пятого класса, когда ребёнок уже не мал, но и не велик настолько, чтобы общеобразовательная программа требовала от него знания всех национальностей бывшего СССР. Просто девочке стало интересно.

– Между нами идёт война, но мы два близких, родственных народа, и не стоит воспринимать украинскую национальность как вражескую, – уверен Гром. – Они всё равно остаются нам братьями. Нужно искоренить нацистскую заразу на той земле и стремиться жить в мире. В каждой семье ведь есть украинские, белорусские корни, мы славяне. Как нас разделить?

Жанна ДАНИЛОВА

Фото автора

Поделиться в соц. сетях:
Вам так же может понравится:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *